Говоря о пресловутом транзите власти в Казахстане необходимо четко понимать, что каких-либо кардинальных изменений в ближайшие два года в общественно-политической ситуации в стране не предвидится. Мы находимся в преддверии реализации иранской модели разделении верховной власти, в которой наряду с президентской вертикалью существует , даже более влиятельная политическая фигура в лице Верховного аятоллы. У нас эта модель будет носить, естественно, светский характер.
Выступление Токаева в несвойственной ему уже давно, с периода киндер-сюрпризов, роли «головы говорящей» на внутриполитические темы, свидетельствует о многом. В первую очередь, если не вдаваться в подробности, а ограничиться наиболее существенным аспектом, о том, кто имеет наибольшие шансы стать транзитным президентом. И в случае с Касым-Жомартом Токаевым это было бы объяснимо, понятно, логично и оправданно, в первую очередь в глазах большинства казахстанской общественности.
Завершение выстраивания законодательной цепочки транзита неминуемо должно завершиться очередными поправками в действующую Конституцию страны , что послужит прекрасным поводом для самороспуска маслихатов и нижней палаты парламента и проведению досрочных выборов в Мажилис и местные представительные органы власти. Смена кабинета министров обусловит новую и окончательную конфигурацию главных политических сил в стране на ближайшие два года, а количественное распределение депутатских мандатов в Мажилисе закрепит модернизированную систему сдержек и противовесов. И только после этого состоится уход действующего президента со своей должности на уже досконально подготовленные позиции Елбасы с передачей изрядно потускневших президентских полномочий транзитному президенту. Полагаю, что в силу востребованности момента всё эти события могут произойти в течении оставшегося 2018 года, то есть после холодного лета всех нас ждет очень горячая политическая осень.
Те силы, которые пытаются затормозить транзит , на мой взгляд, недальновидно копают под всю действующую систему и под самих себя в первую очередь, так как в погоне за тактическими выигрышами для собственной локальной группы можно допустить стратегический проигрыш, грозяший полным обрушением стремительно ветшающей системы .
Главной задачей второго президента, в роли которого должен в недалеком будущем выступить спикер верхней палаты парламента, будет являться совместная с Елбасы работа по созданию условий для прихода к власти настоящего преемника Нурсултана Назарбаева, что случиться в 2020 году, согласно уже имеющимся конституционным срокам проведения очередных президентских выборов.
