Среда, 02 мая 2018 09:34

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Избранное

Автор

Министерство образования и науки занимает деньги у западных стран, дабы использовать финансы для модернизации отечественного образования. Народные избранники недоумевают – на что в таком случае будут потрачены выделяемые МОН средства из республиканского бюджета.

 

 

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ЦИФРАХ

ерллКак заверил парламентариев глава ведомства Ерлан САГАДИЕВ, полученный от Международного Банка реконструкции и развития (МБРР) заем планируется направить исключительно на благие цели. Такие как повышение качества системы среднего образования, увеличение доступа и равенство в образовании между сельскими и городскими школами, инклюзию и т.д.. Предполагается, что общая сумма затрат по данному проекту составит 75 миллионов долларов США, сумма чистого займа - 67 миллионов долларов. Предлагаемая схема предусматривает и софинансирование из бюджета республики, которое составит около 8 миллиардов долларов и в большинстве своем уйдет на уплату налогов. Срок погашения займа – 17 лет, из них 5,5 составляет льготный, безналоговый период.  

Куда направят занятые деньги, министр рассказал достаточно подробно. Так, по замыслу авторов проекта часть средств будет затрачена на обеспечение школ интерактивным оборудованием.

- В свете цифровизации образования, это мероприятия является особо актуальным, - считает министр. - В прошедшем году в школах страны нами был стопроцентно установлен цифровой образовательный ресурс «Bilemin» А это сорок тысяч видеоуроков и лабораторных работ. Очень важно, чтобы эти ресурсы были использованы всесторонне.

Так же, по словам министра, часть сумм будет направлена в помощь для учителей и учащихся сельских малокомплектных школ, в частности, на подготовку педагогических кадров и внедрение 47 образовательных программ для университетов. Вместе с тем, университеты так же будут обеспечены интерактивным оборудованием на 157 миллионов тенге.

- В целях повышения качества подготовки учителей сельских населенных пунктов, будут обучены 200 учителей, - сообщил Сагадиев. - Так же будут разработаны программы.

На эти цели планируется направить 5 миллиардов тенге.

МОНИТОРИНГ ВАМ В ПОТЕНЦИАЛ!

чирОднако въедливых депутатов больше заинтересовали не озвученные министром пункты. Так мажилисмен от партии «Нур Отан» Михаил ЧИРКОВ выразил свое недоумение по обсуждаемому вопросу.

- Из законопроекта следует, что средства займа буду направлены на объекты среднего образования, - уточнил он. - Но это же основная задача Министерства! На реализацию бюджетных программ в среднем образовании, в республиканском бюджете предусматриваются немалые средства. Только в текущем году на эти цели заложено 189 миллиардов тенге! Скажите, почему мероприятия, заложенные в подкомпонентах соглашения, невозможно реализовать без привлечения валютного займа?

Огласил депутат и перечень мероприятий, выбрав те, «которые звучат особенно красиво».

- Например, «Мониторинг и оценка проведения модернизации», - отметил парламентарий. - Или вот этот – «Усиление педагогического и управленческого потенциала». Когда видишь такие заголовки некоторых программ или подкомпонентов, на которые выделяются немалые бюджетные средства, тем более валюта, привлеченная под проценты из-за рубежа, то сразу возникает мысль, как минимум, о Счетном Комитете….

Крамольные мысли о Генеральной Прокуратуре и других контрольно-надзорных органах народный избранник оглашать не стал.

Министр ответил… хозяйственно. Мол, все для дома и для семьи, то есть для отечественного образования, конечно.

- Мы считаем, что вот этот заем, то оборудование и услуги, которые будут приобретаться МОН, в рамках нашей системы образования, в рамках этого займа, они значительно усилят нашу госпрограмму развития образования, - заверил он. - Потому что действительно, серьезнейшим образом меняется техническое оснащение школ. В принципе мы некоторые средства перекинули на понятные программы по увеличению, например, количества оборудования, покупаемого для школ. В рамках тех же пожеланий депутатов, (которые мы считаем очень справедливыми и очень правильными), что надо решать незамедлительные проблемы.

Расходы на мониторинг и общие исследования как раз планируется сократить. Зато – увеличить на все насущное.

- Кто, куда бы, не вкладывал деньги, оно все равно идет на развитие системы образования и выполнение нашей программы, - подытожил министр.

- Надо четче отвечать по цифрам! - сурово пожурил разработчика спикер Мажилиса Нурлан НИГМАТУЛЛИН.

ЦЕНА ПОЗНАНИЯ

иринаДепутат от КНПК Ирина СМИРНОВА так же выразила некоторый скептицизм по поводу доклада Сагадиева. В частности, что, не смотря на бравые министерские рапорты и выделение немалых сумм, цифровизация казахстанских школ по-прежнему оставляет желать лучшего.

- Когда мы ездили в регионы, нам жаловались, что во многих школах не работает интернет, - рассказала коммунистка. – А ведь президент страны говорил о необходимости скорейшей цифровизации страны! Вы говорите о новых подходах к обучению, ссылаетесь на пример самых разных стран. Но почему-то курсы повышения квалификации педагогов у нас проводятся старым дедовским способом. Когда учителя съезжаются куда-то в одно место, и все там походят повышение квалификации. Для страны это обходится очень дорого.

Так девятимесячные курсы (на самом деле имеющие всего два месяца аудиторных занятий) для директоров школ «влетят» в сумму свыше миллиона тенге. Трехмесячные курсы повышения квалификации для учителей на знания английского языка - примерно 600 тысяч тенге. Курсы психологов тоже недешевы.

- 500 человек, вы хотите обучить за 1 миллиард 500 миллионов тенге, - подчеркнула депутат. - Это очень высокие цены!

Оплачивать по высокой цене приходится не только сами занятия. У обучающихся учителей так же сохраняется их заработная плата, а педагоги, подменяющие коллег на время обучения, тоже хотят кушать и им тоже необходимо платить зарплату.

- И все это наращивает вот эту вот цену! – отмечает Смирнова. - В этом займе вы будете использовать новые технологии и дистанционное обучение вместо старого дедовского способа?

Министр честно согласился, что подобные поездки, как правило, действительно обходятся гораздо дороже, чем сам курс и к тому же отнимают много времени и сил.

- Мы эту проблему прекрасно понимаем, - посочувствовал он. – Сейчас уже внедрены онлайн-курсы, как в английском языке, так и при общем повышении квалификации. Учитель отучился - его сопровождение обязательно переносится в онлайн. Например, все преподаватели, которые обучались английскому языку, они все до одного должны будут проходить онлайн-курсы. В этом займе тоже предусмотрено, что основная масса преподавания переносится в режим видеоконференции, а он гораздо более эффективен. И мы это всецело будем развивать.

Проблема упирается в то, что Интернет в казахстанских школах, хоть и есть, но он, как говорится в народе, не той системы. 99 процентов школ подключены к Мировой Паутине, но только 60 процентов из них выдерживают необходимую скорость – 4 мегабит в секунду. Эта проблема, по словам министра, в рамках программы «Цифровой Казахстан» обсуждается в Правительстве буквально каждую неделю, но решить ее окончательно планируется только в 2020 году.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 11033 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика