(На русском текст читайте ниже)
Кешегі Казком банктан шыққан дау бəріміздің жүрегімізді қатты қозғады. Біреулер у шу жасаған бөтен мемлекеттің азаматын қорғап, оған рақметін айтып жатыр, басқалар оның істеген қылықын жас қазақтардың намысына тийды, өкімет заңын бүзды деп келіспей шықты.
Сонымен бір үлкен полемика болып жатты, оның ішінде көп пайдалы да, теріс де
мәселер шықты. Сол мəселерді үрыспай-таласпай енді басымыздан, жүрегімізден өткізіп, қандай шешімді, қандай қорытынды іздеп табуға бәрімізге керек деп ойлаймын.
Біздің мемлекет кенселерге де осы шыққан дауларға қолын сілтеп отыруға болмайды шығар. Көтерілген полемика тіл туралы қалай өтіп жатыр, оның мәдениетті жағы, жақтау жолдары, тағы көп нəрселер шығып тұр. Сонымен не істеуге керек деген үлкен сұрақ көтерілді.
Считаю, прошедший случай в Казкоммерцбанке, созданный турецким гражданином, не должен стать проходным моментом в нашей общественной жизни. Должны быть извлечены определенные уроки и выводы. И не только внутри общества, но и на уровне государственных институтов.
Здесь есть две стороны вопроса, которые должны оказаться в поле нашего внимания.
Первое. Как следует расценивать подобные действия турецкого гражданина, использующего запись на телефон и его дальнейшее распространение в сети - как свободу действий или нарушение порядка?
В этом пусть разбираются компетентные органы, однако считаю, что подобный прецедент имеет угрозу массового распространения в общественных местах, которые скорее всего будут выливаться в личные и групповые конфликты и столкновения. А это уже либо хулиганство, либо разжигание национальной вражды в публичном поле. Поскольку поступок турецкого поданного был принят с восторгом у большой части пользователей интернета, то это могут понять как позитивный и даже полезный способ по пропаганде того или иного языка. То есть последствия легко просчитываются, если поступок турецкого гражданина начнет размножаться в геометрической прогрессии по стране. Поэтому власти должны выработать какую то определенную позицию по таким случаям, так как не везде могут попасться такие скромные, как менеджеры в том банке.
Второе. Предлагаю на законодательном уровне предусмотреть административное наказание за распространение в СМИ, соцсетях, публичных местах и в личных отношениях оскорбляющие национальное достоинство людей термины, как манкурт, мамбет, орыскул и другие (органы государственной экспертизы должны выявить этот ряд определений). Последовать примеру США, в которых существуют строгие меры пресечения против расизма, к проявлению которого относятся оскорбления по национальному, языковому и даже внешнему признаку.
Третье. Создать при Министерстве гражданского общества постоянную палату из числа авторитетных лидеров общества старшего поколения по контролю положения с межнациональными отношениями в стране, выдвигать реальные инициативы по сближению наций, по продвижению популяризации и изучения казахского языка и защиты других языков от всякого рода поползновений в официальном порядке.
Последняя полемика на тему языков выявила наряду с негативными и опасными тенденциями, против которых должны быть выставлены прочные щиты, и много полезных, конструктивных мнений, которые государственные институты должны учесть. Как например - начать подготовку к всеобщему переводу дошкольных учреждений на казахский язык (я об этом уже писала). Чтобы каждая семья имела возможность обучить своих детей государственному языку в самом раннем возрасте, что проходит более легко и продуктивно.
Я бы еще предложила открыть за государственный счет специальные курсы для домашних нянь не только с казахским языком, но чтобы обучить всем необходимым навыкам по уходу за детьми и их воспитание на национальных традициях.
Еще раз призываю предпринимательский класс страны создать сеть казахских языковых школ на летний период, наподобие английских во всем мире для детей школьного возраста. Куда собственно наши бизнесмены отправляют своих детей. Таких летних школ с обучением казахскому языку в национальной среде и обстановке с интересными программами погружения в казахскую историю, культуру и традиции нам не хватает как воздух. Это нужно не только детям, изучающим язык, но и тем кто им владеет, но кому негде летом отдохнуть. Зато такие дети стали бы очень хорошим фоном для обучения других и происходило бы сближение менталитета детей с разным цивилизационным воспитанием.
Были правильные замечания, что у нас хронически не хватает переводов всемирной литературы, фильмов и прочей продукции на казахский язык для детей и молодежи, обучающихся на казахском языке, которые оторваны от мировой сокровищницы духовных ценностей.
Последнее. Кто мог бы в этой стране сделать так, чтобы язык стал объединяющим, а не разьединяющим началом нашего многоязычного общества, я не знаю. Чтобы казахи не злились на других, кто не говорит по-казахски, а наоборот поддерживали и помогали им своим доброжелательным и теплым отношением. Не цеплялись к другим, не качали права, не смеялись и не оскорбляли, а были терпимыми и деликатными, своим умным и добрым поведением вселяли уважение сначала к нации, а потом интерес к языку. Стимулировали каждую попытку других говорить на казахском терпением и помощью. Пусть каждый националист возьмет шефство над неговорящим казахом в своем окружении и научит его хотя бы азам языка просто так, от доброты.
Да мало ли путей, чтобы приблизить других к себе, своей культуре и языку. Сделать казахский язык современным брендом среди молодежи, например. Главное, как нам изменить негативное положение на позитивное отношение?
Когда приезжаешь в другие страны, не зная языка, там не ощущаешь такого унизительного состояния, как порой у нас? Никто там не требует говорить на их языке, не лезет с телефоном в лицо, не насмехается над твоим произношением, не устраивает драки в очереди с продавцами, всегда покажут и проводят до нужной улицы и будут терпеливо слушать твой ломанный язык и жесты, когда ты хочешь заказать себе обед... Может, поэтому эмигранты в этих странах через пару тройку лет становятся свободно говорящими на языке этой страны.
Почему у нас все наоборот? Этот вопрос я задаю прежде всего нам, казахам...
