Пятница, 23 марта 2018 11:21

В КАЗАХСТАНЕ СТАЛО БОЛЬШЕ НАСИЛИЯ Избранное

Автор
В КАЗАХСТАНЕ СТАЛО БОЛЬШЕ НАСИЛИЯ

По данным фонда «ООН-женщины», в Казахстане вследствие домашнего насилия ежегодно погибают около 400 (!) женщин. По информации Генеральной прокуратуры РК, в Казахстане возросла статистика насилия над женщинами. Такие неутешительные данные озвучили в ходе круглого стола «Бытовое насилие – это преступление», организованнsм Алматинским городским комитетом КНПК и прошедшим в Алматы на минувшей неделе. В мероприятии приняли участие представители правоохранительных, государственных, надзорных органов, НПО, СМИ. Правозащитники уверены: в данный момент государственная машина не способна эффективно предотвращать вал насилия в отношении женщин и детей в Казахстане.

По данным Генеральной прокуратуры РК, в Казахстане возросла статистика насилия над женщинами. За 2016 год уголовные правонарушения в семье увеличились на 2,8%, в 2017 году рост составил 4,7%. В сравнении с 2015 годом преступность в отношении женщин и детей возросла на 90%!

Эти цифры озвучил первый секретарь Алматинского городского комитета КНПК Алибек Шапенов, открывший дискуссию. Он отметил, что насилие –распространенная проблема, охватывающая все слои населения, вне зависимости от их социального статуса.

Дина СмаиловаШокирующие данные обнародовала президент Общественного фонда "НеМолчи.kz" Дина Смаилова:

– Мы приняли 200 женщин, ставших жертвами сексуального насилия. С каждой пострадавшей я общалась лично. В ходе бесед с ними выяснилось, что, оказывается 70% из них были изнасилованы еще в детстве! Мы пришли к такому выводу, что если ребенок пережил насилие в детстве, то состояние жертвенности остается и во взрослой жизни. При этом жертвы насилия боятся защищать свои права. Так, из 200 человек пошли в полицию только 17, а из них всего лишь пять женщин довели дело до суда. Таким образом, можно сказать, что насилие у нас остается практически безнаказанным.

По информации Д.Смаиловой, у жертв насилия портится здоровье и тому есть рациональное объяснение:

– Согласно нашим данным, 25% пострадавших женщин в возрасте до 48 лет заболели онкологией. Нарушается не только психика, но и физическое здоровье. Одна из жертв пережила изнасилование 7 раз! Ей сейчас 50 лет, у нее встроенный клапан сердца. Она ни разу не была замужем, не имеет детей, поскольку мужчинам не доверяет, их боится. Медики объясняют взаимосвязь между насилием и заболеваниями. Реакция человеческого организма на страх – это резкий выброс гормонов стресса, и если это происходит систематически, то страдает иммунная система и, в конечном счете, весь организм. А еще, большинство заболеваний происходит потому, что ребенок в детстве умолчал о насилии. Скорее всего, если бы дети рассказали родителям и насильник был бы наказан, то ребенку не пришлось бы жить с душевной травмой, которая в итоге формирует соматическое заболевание.

Вместе с тем, Д.Смаилова доказывает несостоятельность такого гендерного штампа, как «сама виновата»:

– Считается, что женщины якобы сами дают поводы для насилия. Нет, жертва никогда не может быть виноватой! Она может носить любую длину юбки, она может вести себя свободно, но этим нельзя оправдать насилие. Мужчина должен сказать себе сам: нет насилию, нет алкоголю, нет наркотикам!

М.Ускембаева

Спикера поддержала президент ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Маргарита Ускембаева:

–Я против виктимизации, против того, чтобы насилие оправдывали виктимным поведением жертвы. Этим как бы обеляются агрессоры, мол, она сама виновата – у нее виктимное поведение, то есть позиция жертвы. Насилие нельзя оправдывать ничем!

Детей не слышат и не видят

Говоря о насилии в отношении женщин и детей, общественники и эксперты затронули и резонансное дело с предположительно изнасилованным 7-летним мальчиком из ЮКО.

Асия Хайруллина

По мнению председателя правления ОО «Лига женщин творческой инициативы», члена Нацкомисии по делам женщин и семьи при президенте РК Асии Хайруллиной, такие случаи наглядно демонстрируют слабость структур по защите прав детей:

– Нас возмутили попытки укрытия факта насилия над первоклассником в ЮКО. Руководители школ должны были оказать содействие правоохранительным органам в раскрытии преступления. Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как вмешалась общественность, люди стали активно обсуждать этот факт в социальных сетях. Это показывает, насколько изменилось время. И хочется верить, что такие страшные случаи больше не будут оставаться в тени, их уже невозможно будет «замять», потому что люди будут реагировать на беззаконие. Эта ситуация с мальчиком ярко показала слабость структуры, которая у нас занимается охраной прав детей. К сожалению, наши центральные органы остались в стороне от решения проблемы, вплоть до того, что уполномоченный по правам ребенка долго решала, определяла свою позицию. Это же вопиющий случай! И выступления вице-министра образования показали, насколько далеки они от понимания того, как живут простые люди и что происходит в глубинке! Эта семья и этот ребенок нуждаются в срочной защите. Но не надо создавать излишний шум. Судя по публикациям, на бабушку оказывается сильное давление, ею распоряжаются, как хотят. Деликатная помощь нужна, и в целом, нужна стройная система для охраны прав детей, для их защиты, работы со свидетелями и так далее.

Асия Укеевна уверена, что казахстанские СМИ должны вести более активную информационную работу:

– У нас проблема в том, что детей не видят и не слышат. Если ребенок жалуется на насилие, то зачастую говорят, что это его детские фантазии, выдумки, какое-то ненормальное поведение! Да хоть какое поведение, если ребенок сигнализирует, то полиция и школа должны реагировать. Это должно стать нормой. В адрес телевизионных СМИ хотела бы сказать замечание: в аулах люди видят по новостям «лакированную» действительность. Всегда идут репортажи из каких-то прекрасных залов, а дети так и будут ходить и не знать, куда обращаться за защитой. Где передачи, информирующие о том, что в случае насилия надо звонить просто на 102 или на номер телефона доверия для детей и подростков 150? Все дети должны знать о том, куда позвонить в случае таких трагедий.

В свою очередь, президент ОФ «НеМолчиДети.KZ» Алмат Мухамеджанов высказался в пользу деромантизации криминала и культа насилия у молодежи.

Школа поможет?

Глава ОФ «НеМолчи.kz» Дина Смаилова уверена, что для предотвращения преступлений в отношении детей акцент необходимо делать на профилактике. Причем, по ее мнению, профилактикой должна заниматься, в первую очередь, школа:

– В деле изнасилования мальчика в ЮКО руководство школы пытались скрыть происшествие, а правоохранительные органы вовремя не отреагировали. Потом выясняется, что у одного из подозреваемых отец –наркоман, соответственно, изначально эти дети были в зоне риска. Учителя должны были наблюдать за тем, что происходит в семьях.

На что модератор встречи А. Шапенов возразил: школьные учителя, в силу своей загруженности, не в состоянии оперативно мониторить семьи на предмет потенциальных рисков.

Однако, Дина Смаилова привела пример эффективной профилактики:

– Мы выезжали по регионам и ознакомились с опытом города Щучинск. Там директор школы №1 прошла по всем семьям школьников – 801 ребенок у нее учится, и обнаружила 41 неблагополучную семью. А по данным МПС (Местной полицейской службы) Щучинска, цифры неблагополучных семей были меньше. Детей, которые находятся в зоне риска, директор взяла под личный контроль. Так, не вкладывая лишних средств, не напрягая никого на гранты, просто проявили активность, добросовестно выполнили свою работу. Директор вовлекает детей в разные мероприятия – у нее 60 внеклассных факультатив, кстати, это бесплатно для детей. В Щучинске односменная маленькая школа, которая позволяет проводить в ней дополнительные занятия. Я понимаю, что в крупных городах, где дети учатся в две и даже три смены, это проблематично сделать. Но такая работа может спасти детей, не позволит им попасть в плохую компанию.

Больше пьют и бьют

Полицейская Л.Сламжанова

Инспектор по защите женщин от бытового насилия МПС УВД Медеуского района Алматы Ларида Сламжанова сообщила весьма любопытные данные:

– В 2017 году только по Медеускому району Алматы выписано 450 защитных предписаний, из них 10-15 % женщин систематически подвергаются насилию. Многие мужчины сейчас стали часто пить. И можно утверждать, что основная причина конфликта в семье – алкоголь, уровень алкоголизма среди казахстанцев растет.

Л. Сламжанова считает, что казахстанское законодательство достаточно хорошо защищает женщин от насилия:

– При поступлении заявления в полицию от жертвы бытового насилия участковым, на основании «Закона о профилактике бытового насилия», выносится защитное предписание в отношении супруга сроком на 30 суток. В течение этого времени агрессор не может подходить к жертве, общаться с ней. Участковый каждую неделю проверяет семью, говорит и с потерпевшей, и с насильником. Есть и случаи, когда нарушаются защитные предписания. Тогда предусмотрено уже более жесткое наказание. Если защитное предписание нарушается, то при повторном совершении правонарушения по ст. 73 и ст. 61 КоАП РК судом выносится особое требование в виде ареста либо штрафа. С 2017 года жертвам бытового насилия разрешено в судебном порядке ходатайствовать о запрете на прием супругом алкоголя и принудительное лечение от алкоголизма, а также на временное отдельное проживание.

Готовы порвать паспорт

Эксперт Дина Смаилова отметила, что большая часть жертв старается скрыть факты о сексуальном и физическом насилии. Прежде всего, причиной тому является «уят», а также бездействие правоохранительных органов. Вразрез мнению правоохранителей, Дина Смаилова уверена, что казахстанское законодательство по профилактике бытового насилия, в отличие от зарубежного, не в силах полностью защитить женщин и детей:

– Я расскажу о факте, о котором знаю лично. Гражданку Казахстана избивал в Америке ее муж. Она жаловалась на то, что обращалась в посольство РК в США, ей обещали помочь, но на деле защиты не было. Женщина дошла уже до такого состояния, что готова была даже порвать казахстанский паспорт, который, по ее словам, не обеспечивает ей защиту за рубежом! Затем она обратилась в полицию, которая предоставила ей все: адвоката, услуги кризисного центра, психолога. Она почувствовала себя под защитой государства, не будучи гражданкой США. В США тоже существует защитный ордер, и его соблюдение строго контролируется. Он выдается на месяц, три месяца и полгода. За это время мужчина не имеет права подходить к потерпевшей, он обязан выплачивать алименты, наказывается другими методами. Мужчина осознает, что может разрушить свою семью и исправляется, перестает бить женщину. Мы просим пересмотреть наше законодательство, с тем, чтобы создать систему защиты от насилия. У нас нет института семьи, нет специальных служб, нет отделения по сексуальному насилию при Генпрокуратуре, чтобы проводить исследования и находить решения…

По результатам круглого стола участники приняли итоговый документ, в который включили все предложения, прозвучавшие в этот день. В числе предложение – продолжение программы «Казахстан без насилия», обеспечение объективного расследования по всем фактам насилия в отношении женщин и детей, и другие инициативы. Документ решено передать депутатам Мажилиса Парламента РК от фракции «Народные коммунисты» для работы в главном законодательном органе страны. Общественники надеются, что такие меры помогут исправить плачевную ситуацию с бытовым и сексуальным насилием в Казахстане.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 8144 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - rezonans.kz