Сейчас Ертаев выдает себя за жертву националистов, которые хотят выдавить российское телевидение с территории Казахстана, а банкир, оказывается, сильно ратовал за российский контент, что само по себе любопытно.
- «Они хотят выдавить Россию с телекоммуникационного рынка Казахстана. Если мы сейчас потеряем ТНТ, то следующее поколение казахстанцев будет воспитано на турецких сериалах», заявил он.
Конечно, потеря ТНТ – это глобальная потеря для Казахстана, но насколько известно российское присутствие в информационном пространстве Казахстана лишь увеличивается, а не уменьшается, поэтому опасения г-на Ертаева явно излишни. Но сама по себе такая постановка вопроса весьма красноречиво характеризует всю ситуацию вокруг него.
Еще не так давно Ертаев представал во многих СМИ Казахстана этаким проницательным и деловитым представителем элиты, с ним делали глубокомысленные интервью о том, как вести бизнес в Казахстане и он рассказывал, что любит Казахстан.
Сегодня, при первой опасности, выяснилось, что Ертаев готов и из гражданства выйти. На этом примере мы видим, как люди, которые воспринимаются, как национальная элита в сложный момент в первую очередь заявляют о том, что они жертвы системы, потому что отстаивали интересы другого государства.
Что это, эффект временщиков? Есть ли вообще в Казахстане национально ориентированная элита? Есть ли в принципе в Казахстане элита, или мы видим лишь часть прозорливых людей, умело обогатившихся в свое время, которые готовы придать интересы страны в любой подходящий момент? Ведь все эти люди, как правило, хранят деньги за рубежом, там же обучают своих детей. С этими вопросами Rezonans.kz обратился к экспертам.
Султанбек Султангалиев, политолог:
Полагаю, что в конкретном случае с Жомартом Ертаевым у последнего было крайне мало времени и пространства для более изощренных маневров. Если же говорить в общем, то наша так называемая элита – политическая и финансовая, конечно же , в своем подавляющем большинстве ориентирована не на собственную страну. Причиной такого отношения являются вовсе не какие-то идейные материи, например потаенная любовь к демократии или уважение к правам и свободам человека. Здесь имеет место обыкновенный страх за свою личную неприкосновенность и сохранность частной собственности, нажитой, как всем известно, «непосильным трудом». Они не видят себя и больше всего своих детей и внуков в стране, в которой могут запросто отжать бизнес или посадить в тюрьму по вздорному и недоказанному обвинению. Вероятность такого печального исхода для них очевидна, потому что они сами, своими руками создали такую систему, и она их полностью устраивает, пока они сами обладают властью и влиянием. Но у современной элиты есть четкое и недвусмысленное понимание, что перемены неизбежны и при всех вариантах развития событий их собственность становится лакомым куском для новых представителей «сильных мира сего» либо же предметом пристального внимания со стороны государственных органов демократической страны. И именно поэтому страна воспринимается большей частью элиты как изобильная и дармовая кормушка, из которой надо есть как можно дольше и больше, и как перевалочная база перед рывком в более благополучные и демократические страны. Конечно, не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Уверен в том, что и среди нашей элиты есть патриотически думающие люди и их немало. Однако как-то вычислить таких персон практически невозможно - все ведут стандартизированный образ жизни, а стиль поведения чиновников от высшего эшелона до низших звеньев характеризуется полной сознательной обезличенностью.
Сложно поверить в то, что человек калибра Жомарта Ертаева мог бы испугаться каких-то виртуальных угроз от национал – патриотов. Да и были ли они, эти угрозы? И почему именно от казахских националистов и именно человеку, который в политике замечен не был и с нацпатами никогда не боролся? Скорее всего, данное утверждение было наспех придумано беглым банкиром , чтобы быть более убедительным в глазах российских властей. Либо же само заявление Ертаева было продиктовано лицами, имеющими отношение к его задержанию. В этом случае нелюбовь автора заявления к казахским националистам становится более чем понятной и логически объяснимой.
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»:
Да, суть подавляющего большинства упомянутых «деятелей» как раз в том, что они совершенно не видят своего будущего в «этой стране». Как некоем «вахтовом поселке» для сверхбыстрого сверхобогащения и моментального вывода активов в безопасную гавань. И это не просто их тактика выживания, а глубокое внутреннее убеждение. Которое широко укоренилось в кругу власть имущих, их альфа и омега мировоззрения, житейская сверхмудрость: мол, «осы қазақты қойшы, түбі адам болмайды...».
Уверен, что Ертаев не одинок в проповедовании такой губительной иллюзии «элитного аутизма». Губительной прежде всего для носителей этой квазиидеологии. Как говорится: «Их тьмы и тьмы... И имя им легион». Пытаясь понять основу и последствия этого системного явления, я пять лет назад охарактеризовал его как «агашкизм» - идеологию внутренней колонизации собственного народа. Признаков которого вокруг нас слишком много, чтобы быть случайными проявлениями. И мы в очередной раз наблюдаем типичные проявления агашкизма: аффилированность с внешними игроками за счет своего компрадорства/посредничества; отложенную миграцию/часовую готовность к бегству; презрение к собственному народу и использование его в качестве «пугала»-страшилки; бравирование своим предательством.
По вопросу о наличии национально ориентированной элиты и национально ориентированной общественной платформы. Природа не терпит пустоты, такой слой и такие настроения в стране есть, несмотря на все зачистки и «укорачивание высунувшихся». И отсутствие именно таких персоналий в СМИ, а также в среде власть имущих является лишь следствием инерции общественного сознания. Появление и институционализация реальных национальных движений и кристаллизация настоящих национальных лидеров - вопрос времени. Лично я сам вижу потенциальных лидеров завтрашнего дня в лице бизнесменов-производственников и настоящих профессионалов, а не «образованцев» которые в силу профиля своей деятельности, и характера собственности, уже проявляют здоровый «экономический национализм», а затем органично дозреют и до остальных принципов отстаивания национальных интересов. Вопрос на самом деле сводится к простой проблеме – какие события приведут будущую национально-ориентированную элиту к расставанию с остатками иллюзий и отказу от устаревшего «модус операнди». И как следствие – к новому Казахстану.
Казбек Бейсебаев, экс-дипломат:
Такие истории не новы. Когда у некоторых известных людей по каким-то причинам появляются проблемы с государством, то они заявляют, что их преследуют государственные органы и они стали жертвами каких-то темных дел. Как показывает практика, у государств были основания для того, чтобы предъявить претензии к таким личностям. В этом плане, Казахстан не единственное государство. Такие примеры можно найти в соседней России. Интересный момент еще в том, что эти «жертвы» еще недавно считали себя таким радетелями государственных интересов и изображали национальную элиту. По факту такие «представители элиты» оказываются обыкновенными мелкими людьми и временщиками. Они первыми чувствуют возможные негативные для них перемены и, как крысы, первыми бегут с тонущего корабля.
