ИНСТРУКЦИЯ ПРОТИВ ДЕСТРУКЦИИ
Следует отметить, то документ для обсуждения был представлен не очень простой. Новые поправки вводят запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица. Нарушителям, (хотя, наверное, правильнее будет сказать «нарушительницам») грозит административная ответственность. Новые нормы не допустят к богослужениям и другим религиозным обрядам несовершеннолетних без сопровождения хотя бы одного родителя. А если второй родитель будет активно возражать против участия ребенка в указанных процедурах, то закон окажется на его стороне. Заключать и расторгать браки будет позволено только на территории культовых зданий и сооружений. А за все вышеперечисленное вполне можно дождаться проклятий от фанатиков.
Впрочем, Министерство по делам религий и гражданского общества этого не боится. Покой и согласие в стране дороже.
- Геополитическая, религиозная ситуация, - считает глава Министерства Дархан КАЛЕТАЕВ, - а так же усиление экстремизма и терроризма в мире за последние годы требуют совершенствования позиций и нормативных, правовых норм в сфере религии. Это происходит во всем мире, этот вопрос коснется и нас. Поэтому, действия, направленные на совершенствование законодательства в сфере религии, мы считаем особо необходимыми для целостности и стабильности государства.
Прежде всего, как показывает практика, нужно определить, с чем же нам предстоит бороться. Так в первом блоке поправок все внимание уделено недопущению использования религии в деструктивных целях. В закон вводятся новые понятия, какие как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм».
- Проектом предусмотрен запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений, - утонил министр. - Введение таких мер требуется для безопасности граждан.
А НУ НЕ ПУТАТЬ СЛУЖБЫ!
Второй блок поправок тоже «ограничительный» и во многом касается свободы совести госслужащих. Чиновникам, уже не кодексом по этике, а законодательно запрещается путать государственную службу с церковной, и использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений. Так же нормы накладывают табу на обращение подчиненных госслужащего в его веру, то есть он не имеет права принуждать их к религиозной деятельности. А еще ему нельзя выступать инициатором или членом религиозного объединения. Все перечисленные ограничения касаются так же работников организаций, финансируемых из госбюджета или содержащихся за счет Национального Банка РК.
За религиозными объединениями тоже будут следить.
- В целях осуществления проверки и контроля на соответствие законодательству деятельности религиозных объединений, - сообщил Калетаев, - предлагается наделить Министерство и местные исполнительные органы соответствующей компетенцией и определить порядок осуществления проверки. Так же вводятся функции местных исполнительных органов по мониторингу религиозной ситуации.
Отдельные пункты законопроекта касаются Комитета уголовно-исполнительной системы. Ведомство наделяется компетенцией по утверждению правил по организации работы, связанной с реабилитацией осужденных. Так же, согласно поправкам, предлагается расширить функции МВД по профилактике преступлений, связанные с религиозной деятельностью.
КТО ПРЕДУПРЕЖДЕН…
Однако, к «кнуту» контроля, предлагается и «пряник» гуманизма. В третьем блоке поправок смягчается целый ряд положений, действующего законодательства. Так там предусмотрено упрощение требований для регистрации региональных религиозных объединений. А в Административный кодекс по нормам, предусматривающим ответственность в сфере религиозной деятельности (ст.490 КоАП), впервые вводится понятие «предупреждение», то есть штрафовать провинившиеся общины будут не сразу.
Кроме того, в законодательство предлагается включить нормы, обеспечивающие равные права всех граждан, как верующих, так и неверующих.
- Сегодня более 14 процентов казахстанцев позиционируют себя как атеисты или агностики, - прокомментировал предложение министр. - Их права должны быть защищены на том же уровне, на каком это обеспечивается для верующих.
Так же проект упорядочивает процесс получения религиозного образования за рубежом. То есть это будет можно, но только тем, кто уже обучился на родине. Исключение сделают только для студентов, обучающихся в рамках международных договоров, или в том случае, если религиозное объединение не имеет организаций образования в нашей стране.
Законопроект оговаривает нормы по обеспечению прозрачности финансовой деятельности религиозных объединений. Церкви, мечети и пр. обяжут вести финансовый учет и ежегодно публиковать отчеты.
- Нормы, предусмотренные в законопроекте, вносятся для усиления стабильности религиозной ситуации в стране, - резюмировал свой доклад Калетаев. – Для повышения ответственности религиозных объединений и граждан и недопущения использования религии в деструктивных целях.
ПЕРЕСПОРИТЬ ЖРЕЦА
Доклад закончился, но вопрос, кто будет сторожить сторожей, точнее просветлять в вере тех, кто уже разок споткнулся на религиозной почве, остался. Его задал представителю Министерства внутренних дел депутат Василий ОЛЕЙНИК.
- За счет каких штатов в КУИС МВД будут созданы теологические реабилитационные группы? – поинтересовался народный избранник. - Где будут готовить специалистов в этой специфической сфере, ведь в системе КУИС не хватает даже обычных психологов?
Заместитель министра внутренних дел Рашид ЖАКУПОВ ответил, что все будет проводиться за счет внутренних резервов и вообще это дело внутреннее.
- Мы усилим теологические службы, в системе КУИС, - пообещал он. - У нас с 2016 года эти группы уже созданы. На эти должности мы набираем специалистов, имеющих соответствующее образование.
Депутат Ахмет МУРАДОВ назвал законопроект разумным и взвешенным.
- Я полагаю, что на сегодня в нашей стране нет оснований предполагать напряжение по этническим или по религиозным признакам, - отметил он. – Однако опасения, в связи с международной обстановкой, они обоснованы. Их надо учитывать, и в этой связи необходимость данного законопроекта очевидна.
Парламентарий намекнул, что в ходе работы над документом его обсуждение велось очень напряженно и на самых разнообразных площадках. Но принять закон – этого мало. Необходимо будет еще и исполнять его надлежащим образом. И на практике определиться, что же мы относим к деструктивным религиозным течениям, а так же насколько наши контролирующие органы сами подкованы в части религиозного образования?
- Мониторящие структуры, какие бы они не были, они должны иметь такую же подготовку, - считает мажилисмен, - они должны понимать, что на самом деле является деструктивным, а что укладывается в лоно той или иной веры.
Сейчас определять внешние признаки деструктивных религиозных течений предстоит КНБ, МВД и Министерству по делам религий и гражданского общества.
- Конечно, мы доверяем этим структурам, мы надеемся, что там есть высококвалифицированные специалисты, - деликатно заявил Мурадов, - но, к сожалению, практика на местах показывает то, что исполнители всех этих нормативных актов, особенно рядовой состав, большей частью не понимают содержание приказов и ситуацию на месте. Поэтому возникает напряжение между властью и обществом.
Депутат попросил все три ведомства представить проект документа, на основании которого, будут определяться внешние признаки деструктивно-религиозных течений и их носители. После этого законопроект, без возражений, был принят в первом чтении.
