Вторник, 19 июня 2018 09:31

ТРИЛЛИОН ТЕРЗАНИЙ Избранное

Автор
ТРИЛЛИОН ТЕРЗАНИЙ

И снова – здравствуйте вам: 200 миллиардов тенге из ЕНПФ в ближайший год отправятся прямиком в наши оздоровленные, румяные и поправившиеся банки. Стариковские деньги пойдут на масштабную ипотеку «7-20-25». Проект сей назван льготным и социально значимым, поскольку и кредитная ставка там снижена, и взнос поменьше, и двадцать пять лет ипотеки – это все-таки не пожизненное. Как заявил на днях главный банкир страны Данияр Акишев, «…в перспективе сумма достигнет 1 трлн. тенге, что позволит удвоить текущий объем ипотечного портфеля банков до 2 трлн.тенге».

Впечатляет! У нас в Отечестве, кстати говоря, даже один чиновник Минсельхоза поставил недавно важные задачи перед племенными быками - улучшать породу в соответствии со стратегией развития. А что касаемо кредитно-жилищных дел, то в этой сфере и вовсе решено довести дело до невиданных доселе гигантских масштабов. Триллионами поддержим «долгое фондирование» банков. А то!

…Однако что-то защемило в душе, когда на днях в прессе появился отчет о заседании правительства, когда премьер-министр РК Бакытжан Сигинтаев весьма сурово раздавал люлей министрам, которые хронически не осваивают бюджетные деньги. Некая тонкая, едва уловимая, но реальная смысловая связь вдруг зажглась контрольной лампочкой на панели сознания – тревожная связь между триллионными ипотечными планами и неспособностью значительного числа чиновников и банкиров «осваивать» деньги, которые принадлежат нам с вами.

Только не путайте понятие «осваивать» с «присваивать». С последним у нас в стране все в порядке. А вот осваивать казенные деньги на благо народа – с этим напряженка. Министр финансов РК Бахыт Султанов доложил премьеру о том, что на строительство республиканских объектов в казне запланированы 275,5 миллиардов тенге. За пять месяцев этого года освоены всего пятнадцать процентов этой суммы. То есть, 42 миллиарда тенге! Министерство культуры попросило денег для возведения визит-центров по всей стране – для развития туризма. Дали денег. Ни проектно-сметной документации пока, ни тендеров – ничего нет. «Зачем просили денег тогда?» - грозно спрашивал премьер-министр. Практически у каждого министерства – свои скелеты в шкафу. Кто 17 млрд. не освоил, кто восемь, кто три… Вялость какая-то, всеобщая расслабленность, товарищи…

Зато «присвоение» народного достояния продвигается стахановскими темпами. Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции на днях сообщило СМИ о масштабах воровства. Оказывается, более всего крысятничество процветает при реализации благородных и социально значимых программ развития предпринимательства, регионов и образования. Наибольшее число хищений пришлось на программу «Развитие занятости и массового предпринимательства» - 37 воришек. «Развитие регионов до 2020 г» - 35 расхищенцев. «Образование и наука» - 32 шибко умных. Программа «Нурлы жол» - 15 застенчивых альхенов. Спецслужбы изобличили пятьсот взяточников и расхитителей государственных денег. В их числе – некоторые руководители республиканского уровня.

Опытные рыбаки вам расскажут: для того, чтобы рыба подплыла поближе, нужно ставить кормушки – сетки с хлебом и прочей приманкой. Рыба любит прикорм. Чем масштабнее кормушки, тем большее искушение. Такова природа всякой рыбы, даже хитрой.

А представьте себе триллионные масштабы льготного ипотечного кредитования! Какое громадье планов! Сумасшедшие деньги. Как передает информагентство zakon.kz, во время недавнего расширенного заседания политсовета партии «Нур Отан», Лидер нации предупредил: «Всем партийцам говорю, всем акимам, все меня слушают – взять на контроль, нормально сделать, не воровать ничего здесь. Чтобы точно попало тому, кому положено, и люди могли включиться и начинать работать».

Тонкий намек на толстые обстоятельства. И не говорите потом, что вас не предупреждали.

Уверяю вас, никто не собирается хомячить стариковские деньги из ЕНПФ, которые пойдут на благородные социальные цели. Разве вы в этом сомневаетесь? Тут маячит другая возможная беда, которая может показаться не цветочками, а уже созревшими ягодками – в сравнении с нынешним «неосвоением» средств, по причине чего гневался на министров премьер Бактжын Сагинтаев.

Ипотечные планы – стройные, и бумага, на которой они начертаны, – крепкая. Ценная бумага все стерпит. Согласно так называемой облигационной программе, в финансовые инструменты отечественных банков будут вложены 200 миллиардов тенге. И тогда почти четверть средств ЕНПФ попадет в зависимость от ситуации в банковском секторе. Трезвые экономисты уже хватаются за голову: ведь глава Нацбанка открыто признает тот факт, что в средних банках второго уровня более половины кредитного портфеля составляют проблемные займы. Недавние «Утиные истории» с тремя казахстанскими банками не дают оснований для оптимизма. Глава Нацбанка РК Данияр Акишев откровенно признал на слушаниях в сенате: «Средние банки проводили достаточно либеральную кредитную политику, активно осуществляли кредитование связанных с акционерами лиц и под нематериальные залоги. В результате такой кредитной политики средние банки столкнулись с большими финансовыми проблемами. Средняя доля плохих кредитов составляет 70 процентов». Имеется в виду, что в этих трех оскандалившихся банках.

Но деньги ЕНПФ будут доверены банкам, которые по-прежнему будут хворать по причине недоразвитости отечественной экономики. И если нас успокаивают, что деньги вернутся целенькими на место через пятнадцать лет, то нам уже неуютно. Через полтора десятка лет казной будут рулить совершенно другие люди, а не те, кто сегодня принимает судьбоносное решение насчет 200 млрд., а то и триллиона ипотечных денег. Сегодня безоглядно и безнаказанно можно обещать все и строить радужную программу супер-льготной ипотеки.

А что там дальше, за новым крутым поворотом? Можно отрастить окладистую бороду, однако вовсе необязательно быть Карлом Марксом, чтобы предположить: льготная ипотечная программа, возможно, страдает экономическим романтизмом, который игнорирует законы экономики. Ипотечная программа ценой в триллион тенге? Кто и как может успешно освоить такие деньги? Есть ли у нас в стране полноценные заемщики? Классическая марксова формула «товар-деньги- товар», где сокрыта стоимость труда, в нашей стране посечена проникающей радиацией фактической безработицей и малоденежьем граждан. Почему народ ломится в банки и микрокредитные организации за потребительскими кредитами? Потому что зарплаты не хватает на элементарное выживание. Аналитическая служба Ranking сообщает: каждый трудоспособный казахстанец должен банкам только по потребительским кредитам в среднем уже более двух месячных окладов. Самые закредитованные – алматинцы, которые задолжали банкам в среднем 1,2 млн. тенге. Это 6,2 месячных оклада.

Жизнь дорожает с каждым месяцем, а три четверти казахстанцев имеют зарплату ниже среднереспубликанской, как сообщают аналитики Halyk Finance. То есть, ниже 144 тысячи тенге.

И вот теперь следите за руками. Чтобы расплачиваться по кредиту, льготному ипотечнику нужно выкладывать ежемесячно банку 170 тысяч тенге. Тогда кто сможет попасть на спасительную шлюпку льготного ипотечного кредитования? Работники горно-добывающей промышленности и финансов. Они получают зарплату вдвое больше среднереспубликанской зарплаты. Но таковых в стране – 5,5 процента от всех занятых казахстанцев.

И кого тогда можно вычеркнуть из списков пассажиров ипотечного Ноевого ковчега? Работников сельского хозяйства и образования, медиков…Они получают от среднестатистической зарплаты 60-66 процентов. Вычеркиваем также 75 процентов казахстанцев, реальная зарплата которых не дотягивает до средней по стране.

Мамочка моя, и что мы таки будем делать с этими ипотечными триллионами?

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 384 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - rezonans.kz