Суббота, 09 июня 2018 09:55

Выступление депутата фракции «Народные коммунисты» А.Конурова на пленарном заседании Мажилиса Парламента по вопросу: «Отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 г.» Избранное

Автор

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!

Уважаемые коллеги и приглашенные!

Согласно рассмотренному нами отчету, основные параметры республиканского бюджета исполнены.

В то же время полагаем, что оценка должна быть дана не только количественным финансовым показателям. Требуется посмотреть на качество той работы, которая за ними стоит, социально-экономическое содержание, об этом пишет Официальный сайт Коммунистической народной партии Казахстана

В этой связи фракция «Народные коммунисты» полагает необходимым отметить следующие аспекты. 

Первое. -- Исполнение бюджета по доходам и уменьшение дефицита обеспечено за счет роста ВВП на 4% и инвестиций в основной капитал.

Однако следует учесть, что это стало во многом следствием благоприятных условий: повышение мировых цен на нефть на 25% при росте нефтедобычи в Казахстане более чем на 10%.

При таких обстоятельствах план поступлений в бюджет превышен всего на 1,1%, тогда как активы Национального фонда за 2017 год сократились на 941 миллиард тенге ( на 4%), а внешний долг Казахстана вырос на 3,9 миллиарда долларов.

Это говорит о том, что Правительству в экономике пока не удалось найти новую модель роста, а преимущества традиционных сырьевых секторов используются в недостаточной мере.

Второе. -- Наша фракция неоднократно отмечала необходимость повышения отдачи от квазигосударственного сектора. Его финансовые потоки не должны быть полностью автономными от республиканского бюджета, замыкаясь на собственные нужды.

Мы видим, что началась реальная трансформация и сокращение расходов, но по итогам 2017 года ситуация пока не изменилась. Доля поступлений дивидендов и отчислений от субъектов квазигосударственного сектора в пересчете к объему полученного дохода снизилась до 6%.

Фактически, этот сектор отработал на себя, что вызывает вопросы о пересмотре бюджетной модели и необходимости введения жестких нормативов по дивидендам.

В то же время в течение 2017 года мы пока не увидели мер, направленных на изменение государственной политики, ни в отношении национальных компаний, ни управляющих холдингов. Проблема эффективности их деятельности «вынесена за скобки», хотя именно она является ключевым фактором для республиканского бюджета.

Третье. -- Тот факт, что объем инвестиций в основной капитал, благодаря реализации государственных программ «Нұрлы жол» и индустриально-инновационного развития увеличился на 5,5%, можно назвать позитивным. Но коммунисты рассматривают это и как тревожный симптом.

Фактически, государственный бюджет становится главным двигателем роста инвестиций и деловой активности. Это говорит о недостаточной работе по созданию благоприятных условий для частных инвестиций.

Государство подменяет собой кредитные институты, берет на себя плохие долги частного сектора.

В целом… присутствие государства в экономике на деле не снижается, а только растет.

Четвертое. -- Сегодня мы наблюдаем ускорение экономического роста, но, к нашему сожалению, это не отражается на реальных доходах населения.

Если средняя заработная плата в 2017 году составила 150 тысяч тенге, то ее медианный размер, более приближенный к реальности, составил лишь 83 тысячи тенге.

Все мы понимаем, что это серьезно ограничивает возможности экономического роста за счет увеличения внутреннего потребления.

Глава государства на недавнем заседании Совета безопасности подчеркнул, что вся работа государства должны быть направлена….

на повышение доходов населения.

Наша фракция всецело поддерживает такую позицию и считает, что именно это должно быть ключевым критерием.

Также есть вопросы и к качеству планирования, особенно тех целевых показателей, которые закладываются в бюджетных программах. Очевидно, что часть из них не связана с повышением реального уровня жизни граждан. В этой связи есть необходимость пересмотреть систему индикаторов.

Пятое. --- В соответствии с отчетом об исполнении республиканского бюджета, социальные обязательства формально выполнены.

Однако, по факту мы видим, что именно заложенные в бюджет параметры определяют низкий уровень доходов населения.

Размеры минимальной заработной платы, прожиточного минимума и черты бедности не отражают реалий, дают ориентиры для занижения оплаты труда в целом по стране.

Это же касается зарплат в образовании и здравоохранении, которые зависят от бюджетного финансирования.

В этой связи полагаем необходимым пересмотреть сами понятия «социальное обязательство» и «социально ориентированный бюджет».

Социальное обязательство должно означать не просто выплату установленных сумм, а приведение их размеров в соответствие с реальными потребностями, обеспечение достойного уровня жизни.

Социально ориентированный бюджет – это не просто бюджет, в котором велика формальная доля расходов на социальные статьи. Ведь на самом деле большая их часть поступает в частный бизнес через систему государственных закупок.

В нашем понимании, социально ориентированным является бюджет, расходные статьи которого обеспечивают повышение благосостояния населения.

По доходной части Правительство полагается на благоприятные внешние условия, не занимаясь принципиальным изменением ситуации по поступлениям от квазигосударственного сектора и приватизации.

По расходной части во главу угла также ставится выполнение существующих стандартов финансирования, но не используются возможности бюджета, как эффективного механизма для существенного повышения уровня жизни населения.

Мы видим - социальные инициативы Главы государства ведут к корректировке бюджетной политики, дают серьезный разворот для дальнейшего развития общества и надеемся, что Правительство будет следовать заданным курсом.

Таким образом, формально республиканский бюджет за 2017 год можно считать выполненным по ключевым параметрам, с учетом тех нарушений, на которые указывает Счетный комитет. С этой точки зрения итоги работы по реализации бюджетных программ в 2017 году фракция «Народные коммунисты» признает удовлетворительными и предлагает одобрить отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2017 год.

Спасибо за внимание!

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 146 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика