Четверг, 21 июня 2018 09:33

Невеселые размышления Избранное

Автор

   На заседании Правительства РК 19 июня 2018 года утверждена новая Государственная программа развития АПК на 2017-2021 года.

   Хоть и говорят, что это только внесение изменений в утверждённую 1 год и 4 месяца назад Указом Президента РК Госпрограмму АПК. На самом деле это новая программа. А как иначе ее оценивать, если цель и задачи новые. Для примера. Если вы составили себе программу, определив цель: дойти пешком из Астаны в Караганду. Для достижения этой цели вам нужно решить задачи: купить спортивную одежду, подкрепиться и поспать перед выходом. Потом у вас всё поменялось и вы взяли другую цель - поспать, отдохнуть. Для этого задачи: купить пижаму, покушать и перед сном прогуляться. Вопрос: это та же программа? Вроде все похоже - отдохнуть, покушать, купить, прогуляться. По-моему, перед вами две разные программы. Так и здесь: Программа новая, несмотря на то, что текст на 80% остался тот же.

Не хочу углубляться в детали, но откровенно говоря, слабо проработаны изменения. Как может решение задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны помочь достичь целей по росту производительности и экспорта. А может, наоборот должно было быть?

Далее. Поставлены 9 задач, из которых 7 не имеют индикаторов! То есть их исполнение не подлежит мониторингу и контролю. Получается, что заведомо никто не собирается выполнять 7 задач? Некоторые индикаторы не имеют задач. Для чего тогда они? Для того, чтобы набрать примерно одинаковое количество задач и индикаторов - 9 и 8? Но с таким же успехом можно было и девятый индикатор включить с потолка для полного равенства. Например, количество посетителей пятигорского Провала вместе с Остапом Бендером.

Разработчики хотят за оставшиеся 3 года увеличить производительность труда в 2,7 раза, при этом рост валовой продукции отрасли в 1,9 раза. Как такое возможно? В МСХ не осталось экономистов? Попытаюсь разъяснить. Если, условно, 10 человек производят 100 единиц продукции, то производительность будет 10 ед/чел. Через 3 года будет произведено 190 единиц с ростом в 1,9 раза. Значит производительность будет 19 единиц/чел. А для того чтобы производительность поднять в 2,7 раза, то есть с 10 до 27 единиц/чел, надо при объёме производства 190 единиц сократить численность работников до 7 человек или на 30%. За счёт кого планирует МСХ сокращение кадров? У нас безработица на селе итак зашкаливает за все мыслимые пороги!

В обоснование изменений разработчики указали, что в действующей ГосПрограмме не отражены вопросы межотраслевого и межведомственного характера, в том числе по развитию сельских территорий и что теперь все будет решено с социальной и инженерной инфраструктурой села.

Но внимательное прочтение программы и плана мероприятий по ее реализации показывает, что все заявления в этой части как те усилия, ушедшие в свисток. Как иначе расценивать, если анализу ситуации из 122 страниц посвящена целая 1 страница, в разделе «Основные направления и пути достижения...» чуть более 1 страницы, при этом немалую часть занимает перечисление названий действующих программ образования, здравоохранения, регионов, «Нұрлы жер» и т.п. (для сравнения: науке отведено 6 страниц), что предусмотрен только 1 показатель, характеризующий итоги работы. Думал в Плане есть что-то, но и там только 1 пункт.

Вот что хорошо переработано со значительным креном в пользу говядины - это разделы, касающиеся субсидирования. Надо сказать, что недовольства, высказывавшиеся фермерами, общественниками по поводу однобокого увлечения МСХ крупными откормочниками и репродукторами, не могло не найти отражения. Появились декларации о поддержке овцеводства, птицеводства, мелких КХ и ЛПХ. С одной оговоркой: если для откормочников и репродукторов «будет», то для мелких все больше «могут», «имеют право».

Как видите, окончательный, утверждённый текст новой Госпрограммы подтвердил мои мысли о том, что новая Госпрограмма будет действующей в новой обложке и в которую будут включены наиболее лакомые для избранных кусочки из «Агробизнес-2020».

Видимо, убедившись после вала критики, что провести в лобовую некую Национальную стратегию производства говядины не удастся, в МСХ решили замаскировать ее под некую корректировку президентской Госпрограммы.

Вот такие невеселые размышления над текстом 11-го по счету программного документа в АПК.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 154 раз
Толеутай Рахимбеков

эксперт, доктор экономических наук

Еще материалы в этой категории: « С днём медика! Об ипотечном кредитовании 7-20-25 »
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика