КРАСНАЯ КАРТОЧКА
Теоретически, любой бизнес должен развиваться по законам рынка, но у нас пресловутая «невидимая рука» по непонятным причинам постоянно теряет подвижность. То ли по причине тяжелой работы, то ли от чрезмерной загруженности. Слишком много в нее кладут.
Наглядный пример тому – введение в Казахстане безналичной оплаты. С каждым годом количество граждан, предпочитающих более удобный и безопасный «карточный» расчет, неуклонно растет. Как сообщила в минувшую среду на пленарном заседании депутат Дания ЕСПАЕВА, по данным Национального Банка только в прошлом году с использованием казахстанских платежных карточек проведены 523,8 миллионов безналичных транзакций на сумму 6,4 триллионов тенге. Еще 190,2 миллионов безналичных операций на сумму 3,1 триллионов тенге проведены через интернет/мобильный банкинг.
Впору только радоваться растущей цивилизации, то есть, пардон, цифровизации, однако, почему-то не получается.
- Несмотря на значительное увеличение проводимых платежей через POS-терминалы, - уточнила Еспаева, - тарифы, взимаемые банками с торговых организаций, остались на прежнем уровне.
В среднем «цена вопроса» составляет от 0,5 процентов до 2,5 процентов от суммы платежа, проведенного с использованием платежной карточки. Тарифы различаются в зависимости от обслуживания платежных карточек в рамках сети одного банка или при возникновении межбанковской операции.
- По законам бизнеса, увеличение объемов продаж и наличие конкуренции влечет за собой снижение стоимости услуг, - непрозрачно намекнула народная избранница. - Однако, в банковском секторе, этого не наблюдается.
Проблема высоких ставок банковского обслуживания при безналичных платежах и их неравномерности для разных сегментов торговли поднимается не первый год.
- Высокая стоимость услуг является одним из главных факторов, сдерживающих развитие безналичных платежей, - заявила парламентарий. - Особенно это является большим препятствием для представителей малого бизнеса.
ПАТЕНТ И СЧАСТЛИВЫЙ МОМЕНТ
На сегодняшний день малый бизнес работает на основе патента по упрощенной декларации. Налоговая нагрузка составляет 3 процента от оборота. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса РК, малому и среднему бизнесу навязывают, то есть, извините, МСБ, обязывают устанавливать POS-терминалы.
Как ситуация выглядит с точки зрения казахстанских предпринимателей? Прежде всего, для соблюдения требований налогового законодательства, им необходимо приобрести кассовый аппарат и поставить POS-терминал.
- При этом, если сам банк выдает терминал, то он требует, чтобы обороты были не менее 200-300 тысяч тенге, - подчеркнула Еспаева. - В противном случае - банк забирает свой аппарат. Кроме того, банковская комиссия 2,5 а иногда и 3 процента от суммы транзакции является для предпринимателя крайне невыгодной.
Дороговизна, зачастую, и является основной причиной отказа от установки POS-терминалов. Наличка, банально, обходится дешевле.
- В целях поддержки и развития малого и среднего бизнеса государство предусмотрело специальный налоговый режим с налогообложением в 3 процента, - отметила депутат. - А дополнительная оплата банкам за использование POS-терминала увеличивает нагрузку для бизнеса от 5 до 6 процентов.
Для представителей крупного бизнеса прием платежей к оплате через банковские карты, несомненно, дает определенные плюсы. То есть снижает затраты на инкассацию и риски по операциям, связанные с наличными денежными средствами, и компенсирует комиссии по эквайрингу. Для представителей малого бизнеса, объемы операций которых незначительны и не требуют инкассации, эквайринг относится к дополнительным расходам.
- Кроме того, цена на товар в магазинах складывается с учетом услуг по эквайрингу, - объяснила народная избранница. - А значит - берется из кармана потребителя. И если будет возможность снижения комиссии, то это отразится на сокращении издержек торговых точек и, в конечном итоге, позволит сдерживать рост цен.
Мажилисмены предлагают рассмотреть вопрос снижения комиссии на оплату товаров по картам. А так же - ввести регулирование Нацбанком комиссий за платежные операции по банковским карточкам.
ВОПРОС КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА
Анализ работы отечественного малого и среднего бизнеса провел и глава фракции «Народные коммунисты» Айкын КОНУРОВ. По его словам, количество отечественных предпринимателей растет, а вот экономическое качество предприятий – оставляет желать лучшего.
- Государство проводит большую работу по поддержке социально-уязвимых категорий населения, - заметил коммунист. - Но массовое, существенное и системное повышение уровня доходов наших граждан возможно лишь при качественном увеличении экономической активности.
По состоянию на март нынешнего года, (в сравнении с этим же периодом прошлого года), количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 10 процентов. Однако, причин для восторга нет.
- Увеличение связано не столько с оживлением деловой активности, сколько больше с проводимой формализацией самозанятых, - констатировал мажилисмен. - Граждане оформляют статус индивидуальных предпринимателей, число которых составило порядка 840 тысяч человек.
Фракция «Народные коммунисты» провела анализ. Результат неутешителен. Выяснилось, что качественных улучшений в сфере МСБ не происходит. Так в структуре малого и среднего бизнеса на торговлю приходится 35 процентов, (если что, в развитых странах такой показатель составляет 25 процентов, а в развивающихся – 30!). В то же время в сфере обрабатывающей промышленности работников в 10 раз меньше, это всего лишь 3 процента субъектов малого и среднего бизнеса. Для сравнения - в остальных странах этот показатель равняется 20-25 процентов. Словом, гордиться нам нечем.
- Когда основная масса занята перепродажей зарубежной продукции, а не производством отечественной, благосостояние объективно не может возрастать, - резюмировал Конуров. - Прирост добавленной стоимости при этом является, по сути, фиктивным. И означает лишь прибавку к цене одного и того же товара.
Сейчас перед Казахстаном стоит задача увеличения доли МСБ в экономике до 50 процентов, то есть почти в два раза. Однако, это возможно лишь при ускоренном развитии сектора производства и технологичного сервиса. При нынешней же структуре МСБ, рост его доли в ВВП лишь ухудшит устойчивость экономики, усугубив перекос в сторону торговли.
- Государственная поддержка производственного малого и среднего бизнеса связана, практически, с предоставлением удешевленных кредитов, - сообщил коммунист. - В настоящее время реализуется План совместных действий Правительства и Национального банка по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности.
Увы, реальность диктует свои правила. Из профинансированных 668 проектов на сумму 150 миллиардов тенге лишь 22 процента связаны с инвестиционными целями. Остальные – это пополнение оборотных средств и рефинансирование текущих займов.
- Другие программы поддержки бизнеса также направлены, в основном, на то, чтобы сохранить на плаву МСБ, как источник занятости и доходов для населения, - не стал скрывать народный избранник. - В то же время, у нас пока что отсутствуют эффективные меры, позволяющие выводить малое и среднее предпринимательство на новый уровень, помимо перепродажи товаров.
Фракция «Народные коммунисты» полагает необходимым ставить стратегической целью не просто статистическое увеличение доли МСБ в экономике. По мнению коммунистов необходимо определить приоритетом изменение структуры данного сектора.
- Нужно не гнаться за статистическим количеством, - уверен Конуров, - а работать над созданием современных малых производственных предприятий и, конечно, обеспечить эффективные меры их системного стимулирования.
Парламентская фракция попросила предоставить им конкретную информацию. А именно - сколько было потрачено государственных средств на поддержку малого и среднего бизнеса за 2014-2018 годы. И главное, как оценивается реальная отдача этого сектора для экономики?
- Сколько создано постоянных рабочих мест, - поинтересовался мажилисмен, - в результате реализации Плана совместных действий Правительства и Национального банка по обеспечению финансирования субъектов предпринимательства в обрабатывающей промышленности? Сколько появилось новых обрабатывающих производств?
Также коммунистов интересует, за счет каких факторов планируется увеличить долю МСБ в экономике до 50 процентов? Как должен измениться этот сектор, к какой целевой структуре стремится Казахстан. И, каково вообще видение казахстанского предпринимателя у нашего Правительства?
