1) ВНТК при Премьере определяет основные приоритетные направления: социальная сфера, космос, сельское хозяйство и тд.
2) Ученые по этим направлениям подают заявки. В результате, например, на выделенную из бюджета на сельское хозяйство общую сумму 700 млн тенге поступили около 5 тысяч заявок.
2) Экспертиза с участием зарубежных специалистов анализирует обезличенные заявки и выставляет баллы. Максимально возможный балл - 36, по 9 баллов по 4 критериям.
3) ННС комиссионно отбирает заявки и распределяет деньги.
4) Заключаются договора.
Самый большой риск для злоупотреблений в п.3. В Казахстане всего около 10 тысяч учёных со степенями, в том числе в с/х около 2 тысяч. То есть, практически все друг друга знают. Маке звонит члену ННС Баке и просит «посмотреть» заявку племянника Серика. Баке, хоть понаслышке, но знает Маке и понимает, что может быть, потом уже он будет просить Маке «посмотреть» рецензию или отзыв на его работу.
Второй вопрос, который возникает при этой схеме: зачем государству тратить миллиарды тенге на экспертизу, если потом ННС игнорирует ее результаты, выкидывает заявки с высокими баллами и пропускает с низкими?
Третий вопрос. Заявки подают, кто во что горазд. То есть, среди тех же 5 тысяч заявок по с/х нет ни одной, которая повторяла бы другой. Никакой конкуренции. Зачем называть это конкурсом?
Поэтому я и предлагал ещё год назад поменять местами пункты 2 и 3:
1) ВНТК.
2) ННС, в составе которых поровну учёных и представителей производства, определяют конкретные, насущные для экономики страны 20-30-40 тем. Именно на эти темы потом ученые должны заявки. Как раз появится состязательность - на 1 тему возможно поступят 5-6 заявок.
3) Заявки направляются на обезличенную экспертизу и среди всех заявок отбираются самые сильные, набравшие максимальные баллы.
4) Заключение договоров.
Предлагаемая схема исключит субъективный, человеческий фактор при распределении денег.
