Среда, 26 декабря 2018 13:51

Чем обернется ноябрьская коммунальная революция? Избранное

Автор

По всему Казахстану мы наблюдаем волну снижения тарифов на услуги естественных монополистов в сфере электро- и теплоснабжения. По данным министра национальной экономики, это коснулось уже 24 поставщиков в большей части регионов. Причина всем известна – жесткие указания Главы государства в ходе заседания Совета безопасности.

Отрадно, что началась эта кампания, столь важная для населения – дороговизна тарифов является одной из наиболее острых социальных проблем. «Народные коммунисты» неизменно выступали за пересмотр тарифной политики. Так что, казалось бы, нужно только приветствовать ноябрьское антимонопольное наступление. Тем более что оно подняло целый пласт вопросов, проводятся слушания, региональные власти волей-неволей уделяют тарифам повышенное внимание.

Тем не менее, есть вопросы. Дело в том, что тарифная проблема имеет глубокий, комплексный характер. И решить ее наскоком, в пожарном порядке, никак не получится. И если мы уйдем в кампанейщину, то рискуем даже сделать еще хуже. Если сейчас «оптом» понизить все тарифы, то через время это может обернуться необходимостью вернуть монополистам все сполна.

Президент на Совете Безопасности говорил именно о причинах - о том, что программа «Тариф в обмен на инвестиции» не была должным образом администрирована, позволив монополистам злоупотреблять средствами. То есть причины, как минимум, две. С одной стороны, объективное отсутствие механизмов прозрачного тарифообразования. С другой стороны, отсутствие механизмов контроля. И это не только субъективный человеческий фактор. Объективно не может быть иначе, когда все завязано на одно ведомство.

В свое время по итогам программы «Тариф в обмен на инвестиции» было обещано проведение аудита эффективности использования собранных с потребителей средств. Говорилось об инвестиционном буме в отрасль.

По данным Министерства национальной экономики, внутри которого и работает антимонопольный комитет, тарифы по теплоснабжению и энергоснабжению снижены в общей сложности на 16,5 миллиарда тенге. Это было сделано буквально за неделю после заседания Совбеза. И означает, что если бы не это заседание, то тарифы оставались бы прежними, т.е. указанные суммы беспрепятственно перетекли бы монополистам от потребителей. Получается одно из двух - либо эти суммы ранее неправомерно закладывались в тарифы, либо сейчас они необоснованно исключаются из тарифа, усугубляя проблему изношенности оборудования энергопредприятий. И то, и другое говорит о системных сбоях в контроле.

За январь-октябрь нынешнего года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, стоимость услуг ЖКХ выросла на 6,8%, что выше общего подорожания товаров и услуг (6,2%).

По сути, вопрос тарифов, который по стоимости является одним из ключевых для бюджетов населения и малого, среднего, да и крупного бизнеса, сведен до функции третьего разряда. Задача защиты прав потребителей коммунальных услуг вообще на государственном уровне пока не решена. Отсюда и результат.

Что мы видим сейчас? Пока что борьбу со следствиями, а не причинами. Без прозрачного тарифообразования и контроля за ним ничего не получится, весь административный пар уйдет в свисток. И это касается не только субъектов естественных монополий в сфере коммунальных услуг. Просто так вышло, что на Совбезе они оказались в фокусе внимания. Но ничем не лучше ситуация в других монопольных и олигопольных секторах и даже сферах, где формально есть свободная конкуренция, например, в финансовых услугах, рынке ГСМ или даже торговых сетях.

Нужно признать, что сам курс на последовательный уход государства от ценового регулирования и замена его инструментами антимонопольного контроля оказался неверным. От регулирования отказались, а эффективных инструментов контроля не создали. Без системного подхода антимонопольная революция рискует оказаться разовой акцией. На сегодня в спешном порядке в Парламенте рассматривается законопроект по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности. Как показало первое чтение в Мажилисе, Министерство национальной экономики подошло к его разработке формально и теперь депутатский корпус исправляет несоответствия и недоработки правительства. Как это получится сделать в довольно сжатые сроки покажет время, но довольно жесткое обсуждение законопроекта в Мажилисе и обещания представителей правительства оперативно отработать по поправкам и замечаниям депутатов дают надежду, что удастся создать действенный механизм для контроля монополий и олигополий.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 277 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика