Уважаемый Аскар Узакпаевич!
Президентом нашей страны перед Правительством поставлена задача реализации второй очереди госпрограммы «Нұрлы Жол» до 2025 года, которая позволит сделать существенный рывок в инфраструктурном развитии страны и улучшении качества жизни казахстанцев. До 2020 г. предстоит сдать в эксплуатацию 5 тыс. км новых дорог и реконструировать более 4 тыс. дорог республиканского значения. Предстоит огромная работа по строительству и ремонту местных дорог, что потребует большого объёма природных каменных строительных материалов, называемых общераспространёнными полезными ископаемыми (ОПИ). Они являются основой развития местной промышленности, создают большое количество рабочих мест, отличаются повышенным спросом и, как социальные продукты, необходимые в хозяйстве практически ежедневно, ОПИ должны иметь низкую стоимость. В основе цены любого продукта лежит его себестоимость и транспортные расходы. Учитывая высокую потребность в ОПИ, их важную роль в индустриальном и инфраструктурном развитии регионов и малого бизнеса, а также их значительную социальную нагрузку и большое количество объектов, они должны быть под юрисдикцией областных компетентных органов (МИО) и пользоваться максимальными преференциями.
К сожалению, с момента вступления в действие 29 июня 2018г. Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» многие компании пытаются оформить лицензии на недропользование для разведки или добычи ОПИ, однако практически это ни у кого не получается. Даже горнорудные предприятия, работающие на определённой территории, не могут получить лицензии на добычу для использования ОПИ на отсыпки своих дорог и плотин. Декларируемый разработчиками кодекса принцип быстрого доступа к недрам потенциальных инвесторов на практике оказался трудным и длинным бюрократическим путём медленного движения по спирали с без конца изменяющейся нормативной подзаконной базой и ничем необоснованными затратами времени и ресурсов.
Конечно, хорошо иметь полную базу данных и все процедуры выполнять в электронном формате, но пока этого нет, надо срочно упрощать режим недропользования по ОПИ и дать возможность быстрого доступа для проведения разведки и последующей добычи ОПИ через МИО областной уровень.
С этой целью рекомендуем:
1) Лицензию на разведку ОПИ выдавать на конкретные участки в течение 1 месяца с момента подачи в МИО заявления, составленного в соответствии с утверждёнными правилами и проверенного в Департаменте недропользования МИИР РК на соответствие территории участка разведки ОПИ п.1 статьи 25 Кодекса РКоНиН.
2) Учитывая, что объекты ОПИ, ТПИ и НГ размещены в недрах на разных глубинах в соответствии с их генезисом, историей формирования и условиями дислокации в разных структурно-формационных зонах, шире использовать совмещение лицензионных территорий разных недропользователей, особенно на территориях геологического изучения недр без соглашения сторон. Это позволит более эффективно использовать имеющуюся инфраструктуру регионов и каждый конкретный участок недр.
3) Урегулировать вопросы налогообложения ОПИ. По-хорошему, надо освободить их от НДПИ, учитывая их важную социальную роль в развитии регионов и малого бизнеса, в крайнем случае, для всех их видов сделать единую ставку на уровне 0,01 МРП за единицу объема.
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим дать письменный ответ на поставленные вопросы в установленный законом срок.
Оглашен 13.03.2019 г.
Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Г.А. Баймаханова
Ж.А. Ахметбеков
А.О. Конуров
В.Б. Косарев
М.М. Магеррамов
И.В. Смирнова
Т.И. Сыздыков
Г.А. Щегельский
А. Т. Кожахметов
Г. К. Бижанова
