- После забастовки карагандинских шахтеров Вы подготовили запрос с просьбой повысить степень ответственности соответствующих государственных структур и их руководителей за непринятие превентивных мер, позволяющих не допускать развитие конфликта до забастовок. Каким был ответ на Ваш запрос?
- Был дан ответ премьер-министра, что для решения обозначенных проблемных вопросов правительством Республики Казахстан 31 января т.г. заключено Генеральное соглашение с республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2018 – 2020 годы. Генеральное соглашение является обязательным для исполнения государственными органами, работодателями, профсоюзами и работниками и будет учтено при заключении отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров. Предусмотрен ряд мер по предотвращению и разрешению трудовых конфликтов. Все указанные меры предполагается сопровождать законодательным обеспечением, так при Министерстве труда и социальной защиты населения действует экспертная рабочая группа по анализу трудового законодательства, в состав которой входят все стороны социального партнерства. Проведенным анализом органами прокуратуры установлено 57 крупных проблемных предприятий, в которых имеют место системные нарушения прав работников. Прокурорам поручено проверить указанные предприятия без вмешательства в их финансово-хозяйственную деятельность.
- Запрос о материальном снабжении ЧС, какие изменения в законодательные акты были внесены после Вашего обращения?
- К нам (депутатам) обратились с такой проблемой: если необходимо получить какие-то средства для выполнения работ, то нужно пройти через десяток инстанций государственных, республиканских и других, все настолько было забюрокрачено. И пока региональный комитет ЧС получит разрешение, решение вопроса уже не актуально, ситуация уже произошла или разрешилась сама собой. В этом деле нужна оперативность. Необходимо было внести поправки в законодательство. После депутатского запроса это было положительно решено. Теперь в случае необходимости сами районные власти могут оперативно справиться с проблемой, не дожидаясь подписей из высших инстанций.
- Вы затронули тему Селетинского водохранилища
- Да, проблема стоит остро, потому что без воды может остаться Степногорск и его предприятия. Насколько мне известно, уже выделена часть средств на продолжение ремонтных работ по укреплению гидро-технических сооружений на водохранилище.
- Несколько своих депутатских запросов касались пайщиков и дольщиков. Разрешилась ли эта ситуация?
- Не совсем, но некоторые подвижки есть. Во многих новых жилищных комплексах застройщик или владелец продавали объекты кондоминиума: подвалы, чердаки, несколько квартир раздавали своим людям, а платили за это добросовестные дольщики и пайщики, соответственно стоимость их жилья увеличивалась. Сейчас разрабатывается закон «О жилищно-коммунальном хозяйстве», в котором будет четко прописано, что ни чердак, ни подвал, ни прочие подсобные помещения не подлежат продаже, потому что принадлежат собственникам кондоминиума. Так же есть положительные результаты по финансированию недостроенных домов.
- Довольно серьезный вопрос Вы подняли о тружениках тыла. Есть ли изменения в действующих нормативно-правовых актах для этой категории людей?
- Этот вопрос обсуждали много раз. И до конца он не решен. Некоторые ветераны тыла 1938 года рождения получают пособие, эти несчастные 5-7 тысяч тенге. А некоторые, рожденные в 1936-37 году, не получают. Правительство дало ответ, что те люди, которые нашли свидетелей или предоставили подтверждающие документы, записи, что работали, имеют шанс на пособие. Те, кто не смог доказать, увы, остались без денежной помощи. Учитывая возраст этих людей, конечно, нужно действовать быстрее. Пока результат не стопроцентный.
- Продовольственный пояс вокруг Астаны, который Вы затронули в своем обращении к Премьер-министру, улучшилось ли снабжение столицы отечественными и качествами продуктами?
- То, что несколько раз говорили об этом, к сожалению, не избавило от перекупщиков и посредниках, наживающихся на сельчанах и горожанах. Овощехранилища полупустые, наши помидоры-огурцы ненамного дешевле (а то и дороже) узбекских, китайских. Складывается впечатления, что есть заинтересованные люди из чиновников, которые намеренно тормозят этот процесс. И всё же. Несколько областей подключены к решению вопроса продуктового пояса вокруг Астаны, расширяются площади под овощные культуры, картофель, стимулируют развитие эко теплиц. Если ассортимент, качество и количество будут увеличиваться, то можно надеяться на удешевление цены отечественной агропродукции. Сейчас выявляют самозанятых, то есть чем они занимаются, есть надежда, что и посредников-перекупщиков удастся выявить и как-то влиять на этот паразитический процесс.
- Немного о Ваших планах. Над чем Вы работаете сейчас?
- Планов много. Накануне выезжали с комитетом в Жамбылскую область, мне понравились подходы акимата и других структур для решения коммунальных задач и уменьшения тарифов. В феврале, вероятно, будет поездка по регионам, которая вскроет имеющиеся там проблемы. Волнует вопрос подготовки кадров, потому что сверхновое современное оборудование простаивает, работать на нем некому. В колледжах обучают на старом и по устаревшей методе. К примеру, на швейную фабрику завезли итальянское оборудование, а шить никто не может. В медицине похожие ситуации, есть сверхточное оснащение для диагностики, а специалиста нет. Чтобы не оказаться на обочине прогресса, необходимо готовить профессионалов. Актуальна тема оттока молодежи за рубеж на учебу, и как вернуть обратно ученых, культработников и других талантливых людей, чтобы работали на страну. Еще, на мой взгляд, необходимо повышать статус медика, по аналогии с «Законом о статусе педагога». Работы предстоит достаточно.
