Понедельник, 11 марта 2019 12:36

Границы ответственности Избранное

Автор

От государства ждут помощи всегда и во всем. Но как и кому на самом деле должно помогать государство? Где заканчиваются границы ответственности государства и начинается личная ответственность граждан? Об этом дискутировали сегодня социологи и политологи на страницах «Вечерней Астаны».

 

 

 

Противоречивые ожидания

c96be538e7453d2ca6941771b4a2e445 L

Как утверждает президент общественного фонда «ЦСПИ «Стратегия» Гульмира ИЛЕУОВА, основные социальные ожидания населения, особенно взрослой его части, были сформированы в советский период. Для более наглядного представления о взаимоотношениях населения и государства в вопросах социальной политики эксперт приводит данные различных социологических исследований, которые проводились на заре независимости нашей республики.

— В 1996 году Институт развития Казахстана попытался выяснить типы политического сознания и провел соцопрос. Интересно, что в то время в масштабах республики наблюдалось резкое отличие доминирующих идеологий. Приоритеты интересов респондентов отличались своей направленностью и зачастую прямо противоречили друг другу в координатах политической системы, прав личности, в воп­росах доминирующего типа собственности, а также социальной роли государства, — рассказывает Гульмира Илеуова.

Так, после смены общественно-экономической формации вследствие распада СССР в первые годы суверенитета для казахстанцев были характерны элементы прокоммунистической, этатистской, националистичес­кой, праволиберальной и демократической идеологий.

— Авторы исследования тогда пришли к выводу, что 45% опрошенных выступили против углубления социального неравенства, а 44,5% предпочли расслоение уравниловке, что говорит о примерно равной поддержке моделей государства — «ночного сторожа» и государства «всеобщего благоденствия». Другой главный вывод соц­опроса фиксирует противоречивость массового сознания, которая ярко выразилась в дисбалансе экономического и политического компонентов его структуры. Если в экономических вопросах доминировал коммунистический подход, то в политике преобладал демократичес­кий. Была очевидной явная установка на «авторитаризм наоборот», то есть на свободную политическую сферу при управляемой экономике, — рассуждает эксперт.

Новые приоритеты

— В нашем исследовании уже 2010 года, в котором опрашивались и население, и бизнес, мы пришли к выводу, что экономика Казахстана становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов, то есть она либеральная. В целом в том году единственным общим представлением для населения и МСБ являлось то, что не наблюдалось усиления роли государства в экономике. Это можно было трактовать как продолжение курса на либерализацию экономической жизни, — считает Гульмира Илеуова. — Исследование ноября 2018 года показало преобладание патерналистских настроений среди населения. Более 70% опрошенных считают, что государство должно обеспечивать работой всех, кто желает трудиться, контролировать цены на потребительские товары и гарантировать каждому прожиточный минимум. Однако 37% опрошенных убеждены в том, что свобода — высшая ценность, ради которой можно смириться с ростом экономического неравенства.

Каковы итоги?

— Получается, казахстанцам знакомы только две формы управления — государственная (советского типа) и нынешняя. При этом другого арбитра или гаранта защиты интересов, кроме государства, у населения нет. Можно выдвинуть предположение-прогноз, что запрос на этатизм в стране будет возрастать, — делает вывод Гульмира Илеуова.

Определимся в терминах

Однако мнение социолога не разделяют политологи Досым САТПАЕВ и Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ.

2018 04 16 dosym Satpaev gl 500x300

— Здесь не все так просто. Патернализм предполагает, что граждане рассчитывают в основном на поддержку государства. Исходят из того, что от них мало что зависит и они должны всегда получать определенную помощь от государственных структур. Но есть и другое понятие — «социально ответственное государство». И их нельзя смешивать. В Казахстане очень много людей, которые не хотят зависеть от государства и не рассчитывают на его поддержку. Но они хотят видеть социально ответственное государство. Если вы честный налогоплательщик, то ждете, что за эти налоги государство будет качественно выполнять все свои функции. Поэтому нужно четко разделять патернализм и социальную ответственность.

Еще один момент. Большое значение имеет возрастной контингент опрошенных. Например, я уверен, что определенная категория молодежи надеется только на собственные силы. Поэтому, говоря о том, что в Казахстане усиливаются патерналистские настроения, нужно учитывать, что подобное утверждение верно лишь в отношении определенных групп населения. И в то же время становится очевидным, что растет количество людей, для которых не характерны подобные социальные ожидания. Они хотят быть самостоятельными и ждут от государства только одного — чтобы оно не мешало им, а просто эффективно выполняло в надлежащем качестве свои обязательства. С течением времени население все больше будет понимать, что государство на самом деле лишь создает правила игры. Почему у нас живуч патернализм? Одна из причин в том, что у нас небольшой средний класс. По различным оценкам, он составляет от 10 до 20 процентов. Это очень мало. В развитых странах цифры колеблются от 60 до 70 процентов. Дело в том, что именно средний класс — это те граждане, которые чувствуют свою финансовую независимость от государства. Именно им меньше всего свойственны патерналистские настроения, — считает Досым Сатпаев.

Мы — клиенты, государство — поставщик услуг

султанбек султангалиев

— Лично я сомневаюсь, что патерналистские настроения распространены в обществе. По крайней мере, в моем достаточно многочисленном и разноплановом круге общения таких настроений нет. За годы рыночной экономики государство отучило население надеяться на него: все прекрасно понимают, что рассчитывать можно только на себя, свою энергию, трудолюбие и, возможно, связи.

В патернализме нет ничего отрицательного. Ведь мы, граждане Казахстана, платим налоги и тем самым содержим государственный аппарат, поэтому вправе рассчитывать на поддержку государства. Однако уместнее в данном контексте говорить о клиентоориентированных отношениях, в которых социум в совокупности является клиентом, а государство — поставщиком заранее оплаченных услуг, — убежден Султанбек Султангалиев.

Словарь терминов

Патернализм (лат. paternus — «отцовский, отеческий») — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как пуб­личного, так и частного.

Этатизм (государственничество) (от фр. еtat — «государство») — идеология, утверждающая ведущую роль государства в политической жизни, включая подчинение интересов как отдельных людей, так и групп интересам государства; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

Либеральное государство или государство — «ночной сторож» ограничивает свое участие в жизни общества главным образом регулированием, направленным на поддержание законности и порядка, создание условий для торговли и обеспечение безопасности граждан.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 172 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика