По нашим подсчетам за 10 месяцев текущего года объем перевезенных грузов по маршруту Казахстан – Туркменистан - Иран (пограничный переход «Болашак») составил чуть более миллиона тонн. При этом транзит не достиг даже 200 тысяч тонн. По имеющимся данным, указанный маршрут в качестве международного транспортного коридора, фактически, не функционирует. Бизнесом пока данное направление не востребовано, и его перспективы туманны.
В следующем году ожидается завершение работ по созданию казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западный Китай – Западная Европа». Эта трасса имеет важное значение для нашей республики, уже улучшив перевозки между регионами. Однако, как транзитный маршрут магистраль полноценно сможет заработать только при вводе российского участка. По имеющейся информации, он будет полностью завершен не ранее, чем через 5 лет.
Соответственно, это скажется на возможных объемах выручки за транзит грузов. В то же время дорогу необходимо содержать, для того чтобы сохранить ее в пригодном состоянии ко времени выхода транзита на проектную мощность.
Глава государства всегда отмечает, что запуск маршрутов «Север-Юг» и «Западный Китай – Западная Европа» крайне важен для Казахстана, с точки зрения диверсификации экономики. Затягивание с их использованием как международных маршрутов увеличивает риски того, что грузоотправители переключатся на альтернативные направления. Международная конкуренция в этой сфере очень высока, все стремятся перетянуть на себя транзитные грузопотоки.
Не меньшую значимость имеет окупаемость инвестиций в данные проекты, для того чтобы они не легли неподъемным грузом на бюджет. Как известно, для их строительства были использованы заемные средства, при этом они номинированы в иностранной валюте, что в условиях снижения курса тенге увеличивает долговую нагрузку.
В этой связи, фракция «Народные коммунисты» обращает внимание Правительства на возникающие риски для казахстанской экономики и просит предоставить следующую информацию:
1.Когда ожидается полноценное функционирование железнодорожного коридора «Казахстан – Туркменистан – Иран» и автомобильного коридора «Западный Китай – Западная Европа» именно как транзитных маршрутов?
2.Из каких источников и в каких объемах в настоящее время финансируется содержание казахстанской части указанных инфраструктурных объектов?
3.Из каких источников и в каких объемах осуществляется обслуживание займов на строительство и реконструкцию указанных объектов, насколько возросла эта сумма после снижения курса национальной валюты?
4.Каковы плановые показатели рентабельности данных проектов и насколько происходит отклонение от этих показателей.
Депутаты фракции
«Народные коммунисты»
А. Конуров
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
В. Косарев
М. Магеррамов
И. Смирнова
Т. Сыздыков
Оглашен 19.12.2018 года
