Депутатский запрос
Премьер-Министру Республики Казахстан Сагинтаеву Б. А.
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Глава государства постоянно акцентирует внимание на том, чтобы действующие законы полноценно регулировали общественные отношения, улучшали качество жизни людей, совершенствовали правовую базу развития страны.
В контексте этих требований депутаты-коммунисты считают, что своевременное внесение необходимых изменений и дополнений в законы, после проверки практикой - это объективный законотворческий процесс.
С целью гармонизации интересов населения и государства, принимая во внимание рост роли общественного транспорта, как важного средства передвижения граждан, снижения нагрузки на улицы городов, решения многих экологических и экономических проблем, выносим вопрос о корректировке ряда статей Закона «О дорожном движении» и сопутствующих нормативно-правовых актов, которые не вписались в Закон по вопросам транспорта, рассматриваемый в Парламенте.
Во-первых, считаем, что статья 74 Закона, особенно пункт 2 устанавливающий возрастной ценз водителям на управление транспортными средствами категории «D», тормозит развитие отрасли, создал дефицит водителей автобусов в масштабе республики порядка 9000 человек. Это более 30% от общей потребности. В столице не хватает почти 960 водителей, в г. Кокшетау - около 100 водителей, в Шымкенте – более 500, а в г. Таразе, по этой же причине, на предприятии «Әулиеата ТрансПасс» из 180 автобусов простаивает 50%. И так, практически в каждом регионе.
Как показывает практика, желающих быть водителями автобусов при нижнем пределе возраста 25 лет, не так много из-за непривлекательного графика работы, высоких требований, скромной зарплаты. В ряде городов уже не готовят водителей категории «Д». Молодым людям нет доступа. Автопарки выживают за счёт старого состава. Даже этой статистики достаточно, чтобы понять, что проблема существует и требует решения.
Сторонники действующей поправки считают, что возрастной ценз необходим для повышения безопасности на автобусных маршрутах. Но главная причина, на наш взгляд не в этом, а в качестве подготовки водителей и существующей степени ответственности, правильнее будет безответственности за эту работу. На этом этапе нашего развития, при нашем менталитете получение удостоверений водителя путём самоподготовки или онлайн обучением представляется преждевременным, как и оценка знаний будущего водителя только на автодромах и в спец ЦОНах. Мы убеждены, что готовить их должны лицензированные организации, под строгим контролем со стороны государства и общества.
Слепое перенимание опыта, так называемых, лучших государств планеты, вызывает не только иронию, но и опаску. Вызубрить ПДД нетрудно, но освоить основы безопасности, культуру поведения водителя на улицах и дорогах, обрести знания и навыки при управлении автомобилем в не всегда предсказуемых ситуациях без грамотных инспекторов-наставников по вождению, без соответствующей стажировки, наверное, ещё рановато.
Создают проблемы на дорогах, портят статистику, надо признать, и те молодые люди, которые обретают удостоверения через влиятельных родственников и другим коррупционным схемам. Они же, нередко, пользуясь не гласной «индульгенцией», нарушают правила, превышают скорости, управляют автомобилем после употребления алкогольных напитков.
Причиной дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, до сих пор остаются нелегальный частный извоз и не регулярные перевозки, где з/плата, как правило, на порядок выше, а контроль на порядок ниже.
Частая и справедливая критика адресуется на качество осуществления техосмотра автомашин и пред рейсового медицинского освидетельствования водителей.
Отсутствует элементарная логика в практике подготовки водителей и выдаче удостоверений. Готовятся они в автошколах, в онлайн-режиме или сами, сдают экзамены в спец ЦОНах, а удостоверение выдаёт орган МВД, тем самым сужая свои возможности эффективно контролировать и оценивать качество подготовки водителей, так как совмещает не совместимое – разрешающие и контролирующие функции.
Фракция «Народные коммунисты» обращает так же внимание на то, что между ведомствами Правительства существуют различные мнения по этим вопросам, иногда прямо противоположные.
Просим Вас, дать поручения уполномоченным структурам проанализировать действие выше названного Закон и нормативно-правовых актов на предмет соответствия их отдельных статей задачам развития и интересам населения.
Это крайне важно в год, объявленный нашим Президентом, как «Год молодёжи». В 18 лет молодые люди выполняют задачу по защите Отечества. По возвращении из армии, они вполне дееспособные граждане, способные решать ответственные задачи, в том числе и управлять автобусами, если ввести разумный возрастной ценз и стаж работы, учитывая мнение специалистов-практиков для получения соответствующей категории. Высокое доверие к ним отвечает поставленным задачам.
Просим рассмотреть и дать ответ в соответствии с действующим законодательством.
Оглашен 20 февраля 2019 г.
Члены фракции «Народные коммунисты»:
Сыздыков Т. И.
Ахметбеков Ж. А.
Баймаханова Г. А.
Конуров А. О.
Косарев В. Б.
Магеррамов М. М.
Смирнова И. А.