Четверг, 10 января 2019 14:00

Ирина Смирнова: Никаких ремонтов педагоги делать не должны Избранное

Автор

В настоящее время на сайте Министерства образования и науки РК идет оживленное обсуждение законопроекта о «Статусе педагога». На днях его передадут в Мажилис Парламента. Депутат от КНПК Ирина Смирнова готова работать над законом, в надежде сделать профессию учителя уважаемой и хорошо оплачиваемой. Своим видением предлагаемых учителями пунктов для законопроекта Ирина Владимировна поделилась в интервью.

- Как Вы считаете, обосновано ли желание женщин-педагогов уменьшить пенсионный возраст до 55-58 лет? Или выходить на пенсию по выслуге, отработав 25-30 лет?

- Работа в школе не только очень интересная и эмоциональная, но и энергетически затратная. Учитель может эмоционально выгорать, нагрузки бывают серьезными не только из-за высоких требований, большой и практически бесконечной работе над повышением своего профессионального уровня. В некоторых странах учителя могут взять 1 год отдыха после нескольких лет работы. В других учителя имеют возможность выхода на пенсию раньше, чем другие специалисты. Причины те же. Поэтому считаю, что возможность более раннего выхода на пенсию - справедливое предложение педагогов и разработчиков законопроекта.

- Также учителя считают необходимым создать телефон доверия, помощь школьного психолога не только ученикам и учителям. В России предлагается даже рассматривать такой пункт, как насилие над педагогом, а также оскорбление его достоинства как насилие над представителем власти. Можно ли такое применить у нас?

- Да, сейчас сложилась практика доступа учителя для родителя ученика, любых других родственников ребенка в любое время, как того они пожелают. Они могут звонить во время урока и требовать у учителя рассказать, чем сейчас занимается их дитятко. Они могут в любое время прийти в школу и требовать учителя на аудиенцию с целью разобраться в какой-либо ситуации, не обращая внимания, что учитель может находиться на уроке, или во время перемены быть занятым своей работой: сопровождать учеников, заполнять журнал или многое другое. Отказ же в такой встрече будет расценен как оскорбление и за ним последуют жалобы и разбирательства. Должно быть четкое правило, что с учителем можно встретиться только по предварительной записи, в удобное и для посетителей, и для учителя время. Также становится сложно переносить звонки на личный телефон учителя в любое время и по любому вопросу всех, кто считает себя ответственным за обучающегося. Отключение телефона воспринимается в штыки, а бесконечные звонки учителю не дают плодотворно трудиться над подготовкой к урокам и общению с собственной семьей. Такие взаимоотношения тоже должны быть отрегулированы. То, что касается помощи психолога учителю, то данные функции можно осуществлять в рамках деятельности профсоюзов, где на взносы учителей в эту организацию можно содержать профессионального психолога для педагогов.                            

- Ремонт классов и участие в массовых мероприятиях школьные учителя просят сделать не обязательными, а по желанию. Не получится ли так, что это перейдет в разряд добровольно-принудительного использования педагогов?

- Никаких ремонтов педагоги делать не должны. Никакие городские субботники также не должны проводиться силами учителей. Пусть каждый делает свою работу. Дворники, осуществляя данную деятельность, прекрасно справятся с обязанностями, если будут наняты в соответствии с нормами и системно будут выполнять свою миссию по наведению чистоты и порядка. В противном случае все вышеперечисленные работы будут причисляться к выполняемым добровольно.

- Много говорилось о материальном обеспечении и оснащении. Если в городских школах это еще более-менее возможно, то в сельских маловероятно. Финансирование малокомплектных сельских школ не выгодно государству. Как можно решить проблему, стоит ли привлекать меценатов, бизнесменов или все же это задача государства?

- Финансирование государственных школ, больших городских и малокомплектных сельских - дело государства. По Закону «Об образовании» не возбраняется школе принимать помощь и пожертвования. Но только на специальный счет, открытый в школе по согласованию с управлением образования. Никакие ТОО, ИП, НПО не должны собирать средства от имени школы. Но если же кто-то горит желанием, и такие меценаты есть, то открытый счет при школе может принять такую безвозмездную помощь.

- Сенатор Динара Нукетаева предложила запретить использование учениками во время учебного процесса телефонов с видеокамерами и доступом в интернет. Ваше мнение на этот счет?

- Здесь подходы могут быть такими, что телефон будет играть роль материально- технического оснащения. Поиск информации, создание видео презентации и многое другое можно осуществлять с помощью мобильных телефонов, имеющихся у детей. В других случаях учитель не видит необходимости использовать смартфон на уроке, тогда это также должно быть правилом.

- В казахстанских школах учителей-мужчин всего 18%. Есть ли смысл разработать специальные льготные механизмы при приёме юношей на педагогические специальности в вузах, или это отрицательно скажется на уровне образованности педагога и, как следствие, качестве его преподавания?

- Конечно, гендерный перекос среди педагогов имеется. В школе больше, чем в средне-специальных и высших учебных заведениях. Как-то стимулировать мужчин не получится, так как в нашей стране провозглашено гендерное равенство. Но если заработная плата будет выше, соответствовать хотя бы средней по стране, а лучше выше раза в два, то мужчины в школу придут без каких-либо стимулов. К примеру, уже наличие пенсии по выслуге лет станет стимулом.

- Важный вопрос – снижение нагрузки на учителя. В Европе и Америке есть должность «помощник учителя» или «тьютор». В его обязанности входит: организация обучения (подготовка дидактических материалов) и воспитания (включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). Есть ли смысл и мотивация для такой должности в казахстанских учебных заведениях?

- В связи с ростом учащихся с особенностями в развитии и продекларированном инклюзивном образовании должность тьютора нужна. Тьютор может сопровождать учащихся, выйти вместе с ним из класса, если это необходимо ребенку, разъяснить то, что не уяснил тот или иной обучающийся и многое другое. Помощник учителя? Это было бы неплохо. Особенно, когда в классе более 25 учащихся.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 713 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика