Пятница, 16 августа 2019 16:20

Абенов: 10 предложений Президенту Токаеву по улучшению ситуации в образовании Избранное

Автор

Известный общественный деятель Мурат Абенов, консультирует Президента по вопросам образования в Казахстане.

Меня пригласил МОН РК на ежегодную Августовскую конференцию. Это по сложившейся традиции самое значимое событие в сфере образования страны. По уровню влияния на систему как начало сессии в Парламенте, пишет портал Platon.Asia.

Честно говоря на последние заседания 3-4 года я не хожу. Не видел смысла. Она превратилась не в место обсуждения проблем, а в площадку для самоотчета. Все решалось где-то и Августовская конференция не влияла ни на что.

Сейчас времена начали меняться. Новый Министр Асхат Аймагамбетов сделал работу ведомства более открытой. Только за последние пару месяцев я был участником трех обсуждений. Не боится критики , готов сам поднимать темы и если есть необходимость идти на компромисс.

Начали реформировать науку. Всех критиков МОН из молодых ученых собрали в одном зале и дали сами составлять план действий.

Пошли на реформу набора в Магистратуру и Докторантуру.

Национальный Центр Тестирования под руководством Дидар Смагулов навел порядок в ЕНТ и поступление в магистратуру - буквально за месяц перекрыли коррупционные каналы. Многие ректора отлучены от возможности самим в кабинетах "распределять гранты".

Мне в целом нравятся идеи и подходы в их реализации новой команды МОН РК.

Как я понял завтра на Августовской Конференции впервые решил принять участие президент Токаев. Это еще больше дает надежду на то, что будет серьезный разговор. С последствиями.

Но так как меня в эти дни не будет с столице из-за командировке, ХОЧУ ДАТЬ СВОИ 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ по улучшению системы образования.

По системе управления отраслью:

1) Отказаться от множества подведомственных государственных учреждений в системе МОН РК и отдать их функции в конкурентный рынок. Например зачем самому МОН РК заниматься повышением квалификации учителей, отдайте госзаказы частным учебным заведениям или ВУЗАм. Пусть под каждого преподавателя подбирают максимально приближенную к его потребностям программу в разных учебных центрах. Сейчас проведением множества олимпиад в том числе и платных занимается "Дарын". При этом есть множество частных и международных организаций. Можно понять если заниматься МОН занимается отправкой сборных команд за рубеж. Да и то отдайте на конкурс пусть разные предметы ведут разные организации. Например математику РФМШ . Частные дошкольные и организации дополнительного образования сами справляются , для чего дублирующие структуры министерства с полным комплектом штатов. Центр "Учебник" нужно передать Академии имени Алтынсарина как было раньше. Ненужное звено. Зачем нужен "Касипкор" - тратим миллиарды впустую. Нет результата. Десять колледжей международного уровня так и не построили. Программы пытаются внедрить безуспешно. И Центр Болонского процесса не понятно для чего существует? Из всех этих организаций можно создать одну - и сократить огромный административный гос аппарат.

2) Не понятная сейчас где вертикаль и горизонталь управления - как строятся отношения центр и регионы. Всех в регионе назначает аким области и районов, а спрашивают работу у МОН РК. Сбор денег на ремонт - винят МОН, плохо кормят - тоже крайние министерство. Кто и где должен заниматься стратегией , а кто за тактику? Жесткая централизация управления отраслью как предлагает МинЗдрав напрямую подчинив себе облздравы не самый эффективный вариант. Более того он самый коррупционный. Сами поручают, сами делят деньги, сами проверяют исполнение, у тех кого сами назначают - это в корне не верно. Нужно просто четче распределить ответственность между министром и акимом за критерии развития отрасли. МОН дает стратегию, стандарты и методику, а регион выделяет необходимые деньги и реализует намеченное. Спрос должен быть с каждого конкретно за результат по распределенным полномочиям. Единственное это в регионах где путаница большая на уровне районо и облоно нужно подчинить район напрямую области. В том числе и назначение директоров школ. Отдавать школьное образование на районный уровень нельзя. Трудности с формированием управленческих структур в районах с высоким уровнем компетенции для сомостоятельного управления школами. В районы максимум отдать дошкольный уровень , а так же спортивную и кружковую работу.

ПО ШКОЛАМ

3) Больше свободы надо наконец дать самим школам. Как планировали ранее перейти повсеместно на подушевное финансирование. Это позволит самим школам выбирать более сильных преподавателей и оплачивать по высокой шкале. Под руководством Попечительского Совета. Самим дать выбирать методики из рекомендуемых МОН, и учебники из списка. А не одного единого для всех школ и учеников. Сейчас единый учебник - это источник серьезной коррупции. И предметы на выбор те что за пределами основной обязательной программы. И язык обучения должен быть один основной и один иностранный тоже на выбор! НАКОНЕЦ отказаться от идеи массового трехязычия. ЭТО УТОПИЯ И САМООБМАН И БЕЗДУМНАЯ РАСТРАТА НАРОДНЫХ ДЕНЕГ!

И вообще нужны ли экономике столько трехязычных специалистов. Кто нибудь считал?

Большая свобода для школ даст возможность вернуть авторские школы Аскара Жумадильдаева или Архимеда, создать условия для появление учителей новаторов и ярких директоров лидеров отрасли. У нас в директорах в основном послушные исполнители.

4) Финансирование в разных регионах страны нужно выровнить до стандартного порогового показателя - не ниже чем к примеру 400 тысяч на одного ребенка. Сегодня в одном регионе это 200 в другом 500 тысяч, а это дети одной страны. Чем они отличаются? Кстати меньше всего денег там где больше детей. Это например Южный регион.

Каждый ребенок в школе должен от государства получать равный уровень финансирование на развитие. Сейчас у одних это 200 тысяч в год, у других в НИШ на каждого школьника в год расходуют 2,5 млн тенге. Это не дает равные возможности для самореализации.

5) Перенос программы Назарбаев Школ нужно осуществлять только при наличии соответствующего финансирования и материальной базы. Учитель работающий по этой программе в НИШ получает в 4 раза больше чем в обычной школе. И подбирают туда на эту зарплату сильного компетентного кадра - зарплата позволяет. Иностранные учителя Назарбаев Школ получают около 4 тысяч долларов и выше. Родители и дети в других обычных школах тоже могут претендовать на хорошую зарплату своим учителям - что бы и них подбор шел по высшим требованиям. На зарплату до тысячи долларов можно по конкурсу отбирать самых сильных.

6) Отказаться наконец от навязывания школам "Кунделик" тем более незаконно финансировать из бюджета. Не должно быть в этом монополии одной частной организации. Есть опасность утечки данных детей. Пусть будет много разных открытых систем. Тем более что "Кунделик" это не самый современный продукт , он не дает возможность анализировать большие данные для принятия решений как в управлении учебным процессом , так и по выстраиванию оптимальной индивидуальной траектории обучения ребенка. А такие проекты уже есть которые даже могут подобрать для школьника по его способностям дополнительные занятия и помочь в профориентации. Нужно запретить требовать от родителей имитировать пользование электронным дневником , что бы увеличивать трафик посещений. Понятно желание заработать , но уж не так.

ПО ВУЗАМ И КОЛЛЕДЖАМ

7) Перестать выдавать обесцененные гранты в университеты. Зачем то увеличили госзаказ на 20 тысяч мест к 33 тысячам имеющимся. Раньше был конкурс и подбирали лучших . Сейчас зачищают выпускников всех подряд в студенты! Как в армию! Теперь преподаватели университетов ищут абитуриентов на ватсапе. Просят, уговаривают к ним поступить. Главное что бы был порог - 50 или 60 баллов. Уже никого не интересует его компетентность и интересы. Вчера слушал аудио запись работника вуза или акимата - предлагают специальность ядерную физику главное что бы было 60 балов. Нам в будущем не будет страшно иметь такого специалиста на атомном реакторе? Понятно это делается что бы снизить социальную напряженность. Но это ведь временное решение. Проблемы навалятся большей волной.

Ну поступил такой слабый выпускник, ну закончил с горем пополам. Но у нас ведь в структуре экономики нет столько рабочих мест для специалистов с высшим образованием. Таких вакансий всего 15% , а остальные вакантные места требуют обычные рабочие специальности или максимум места для выпускников колледжей. Мы раздавая направо и налево не обеспеченные знаниями гранты через 5 лет получим массовую дипломированную безработицу. Это еще хуже чем обычная. Выпускник даже самого не престижного ВУЗа зачастую не захочет идти на более низкую квалификационную позицию. Инженер транспортник не захочет менять колеса на СТО.

Большая проблема подготовка кадров в ТиПО . Нет контроля и регулирования . Госзаказы стали доходным бизнесом - отдают их в слепую по запросам наиболее приближенных местным властям колледжей , без учета потребностей рынка, без учета сменившихся технологий и соответственно компетенций. Каждый год одних и тех же. Тысячи одинаковых специальностей обученным по устаревшим программам. Плодят безработицу. При этом в стране нет ни одного колледжа по подготовки специалистов для обувного, коврового или стекольного производства, выращиванию птицы и рыбы.

Зато много операторов ЭВМ.

Если учатся за свои деньги - это нормально. Но зачем тратить миллиарды из местного бюджета что бы поддерживать не конкурентные колледжи.

Больше надо дать возможности развитию системы обучения взрослых в течении всей жизни, системы переподготовки . В том числе используя онлайн технологии.

8) Нужно отказаться от практики распределять гранты по языковому принципу. Столько % на казахском столько % на русское отделение. Это же не справедливо когда один выпускник с 75 баллами не может поступить на специальность, когда его ровесник получает грант с 55 баллами, только потому язык обучения другой. Кто то решил что механик сельского хозяйства должен учиться в определенной языковой группе - казахской или русской. Зачем нам механик инженер с языковым уклоном. Пусть будет так что все ребята на эту специальность будут подавать документы в одну корзину. Получат например те кто набрал не меньше к примеру 67 баллов. И потом под них и выстраивать группу по языкам который им ближе. А не наоборот. И для экономики это выгодно - сможем набирать лучших и оплачивать только сильным учебу.

9) Нужно отказаться от 3 летней обязательной отработки выпускников ВУЗов в государственных организациях. Это что за пережиток СССР когда вся экономика принадлежала государству? Даже в медицине и образовании сейчас много частных организаций. Так где им работать? По блату искать место в госполиклинике или в школе? Или считается что ты нарушил договор. Если требуем отработку значит мы должны обеспечить их достойной работой с достаточной оплатой и если работа на селе то с компенсацией оплаты за жилье. И не превращать их в крепостных крестьян пугая их штрафами за "не отработку".

Их родители уже своими налогами оплатили им учебу , пусть ездят по стране, будут мобильными и гибкими в поиске работы.

Жалко сельских детей - сельская квота для них приговор. Не можешь найти работу в ауле плати штраф. Хочешь уехать в другие регионы - плати штраф.

Какая разница в каком регионе и в какой организации частной или государственной он будет работать. Ведь частные организации платят налоги на которые и идет обучение грантников.

10) НАКОНЕЦ НАЧАТЬ СЕРЬЕЗНО И КАЧЕСТВЕННО ВНЕДРЯТЬ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, СДЕЛАТЬ ОТДЕЛЬНУЮ ОТРАСЛЕВУЮ ПРОГРАММУ, Обучение преподавателей английского языка и подготовка методики обучения должны проходить только по самым лучшим международным стандартам. Зачем самих себя обманывать , выдавая государственные дипломы учителям "английского" тем кто не уметт сам говорить на достаточном уровне, не то что учить детей. Нужны ТВ передачи на английском , нужно приглашать носителей языка. Нужны онлайн платформы для массового обучения английскому языку. Иначе мы не сможем на серьезном уровне обеспечить детям возможность самообразования в течении всей жизни.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 279 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика