Суббота, 30 марта 2019 15:57

Выборы нового президента Казахстана: Когда? Кого? Почему? Избранное

Автор

Казахстанский политолог Ерлан Саиров первым поставил вопрос о легитимности предстоящих выборов и предложил до выборов поменять закон «О выборах». Тем временем, аналитики, общественность, диванные эксперты и таксисты – каждый по-своему толкует ситуацию и дает (свое) экспертное заключение, пишет портал matritca.kz. Каким же должен быть «Закон о выборах»? Нужны ли изменения и если да, то в какой его части? Ну, и, конечно, прогноз от экспертов – когда могут состояться выборы президента страны и кого мы сможем увидеть в рядах претендентов на высшую государственную должность?

ЧЕБОТАРЕВ

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»

Необходимо отменить все ограничения избирательных прав граждан, которые не предусмотрены Конституцией РК. В том числе, вернуть институт самовыдвижения в президенты страны и депутатов маслихатов всех уровней.

Следует сделать избирательные комиссии реально независимыми структурами и повысить уровень прозрачности их работы. Это предполагает, прежде всего, введение в состав участковых и окружных избирательных комиссий представителей всех без исключения действующих политических партий, зарегистрированных в установленном законом порядке.

Кроме того, необходимо минимизировать участие органов исполнительной власти в избирательном процессе до уровня организационно-технического содействия избиркомам в тех или иных вопросах.

Считаю, что необходимо сократить избирательный порог для политических партий с 7 до 4 %. Восстановить практику создания политическими партиями избирательных блоков.

Ввести процедуру отмены регистрации кандидатов и партийных списков, в случае нарушения кандидатами и соответствующими партиями в ходе определенных выборов законодательства о выборах, исключительно в судебном порядке.

Обеспечить равные стартовые возможности в избирательном процессе для всех без исключения политических партий посредством предоставления им Центральной избирательной комиссией определенной равной суммы денежных средств на проведение своей предвыборной агитации, а также предоставления равного эфирного времени на радио, телевидении и печатной площади в периодических изданиях, принадлежащих государству.

В ситуации с будущими президентскими выборами действует серьезное противоречия между установленным Конституцией РК временем проведения этих выборов и сроками завершения полномочий президента республики. Поэтому новому главе государства Касым-Жомарту Токаеву придется либо снова проводить их в досрочном порядке в апреле 2020 года, либо в конституционные сроки.

Скорее всего, он выберет второй вариант в интересах максимального обеспечения легитимности будущих выборов и их результатов. Однако в таком случае возникает дилемма между первым воскресеньем декабря 2019 и 2020 гг., поскольку оба эти дня для проведения президентских выборов также сомнительны в правовом отношении. Поэтому следует ожидать участия в разрешении данной ситуации Конституционного совета, как это уже имело место в 2005 году.

Относительно кандидатур. Власть на президентских выборах фактически будет представлена одновременно кандидатом №1, которого выдвинет партия «Нур Отан», и выдвиженцами от других лояльных к ней партий («Ак жол», КНПК, возможно «Ауыл») и некоторых организаций с республиканским статусом типа Федерации профсоюзов, Гражданского альянса и т.п.

Со стороны оппозиции в принципе может выдвинуть своего кандидата Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). Однако по ряду признаков она вряд ли будет это делать, отдав предпочтение бойкотированию данных выборов.

Что же касается главного кандидата от власти, то наибольшие шансы имеет действующий президент Касым-Жомарт Токаев, на которого Елбасы и большая часть правящей элиты сделали ставку как сравнительно приемлемую фигуру в стране и за рубежом.

Вместе с тем не исключено, что Токаев поставлен главой государства в интересах обеспечения перехода власти от Нурсултана Назарбаева к его реальному преемнику в лице, к примеру, старшей дочери Дариги Назарбаевой или племянника Самата Абиша.

Хотя, с другой стороны, реализация семейно-династического варианта транзита власти способна вызвать всевозможные протесты среди населения и части самой правящей элиты. Поэтому сейчас наибольшие шансы стать кандидатом № 1 имеет Токаев. Однако ему следует проявить себя так, чтобы показать Елбасы и всей элите свою готовность к будущему президентству и отразить возможные выпады со стороны потенциальных соперников.

34962926 1932959426747858 7476820682538483712 n

Ерлан Саиров, политолог

«Закон «О выборах» нужно поменять до выборов. В соответствии с этим законом кандидатов в Президенты РК могут выдвигать только политические партии. Самовыдвиженцам путь заказан. И это грубое нарушение прав и свобод человека.

Я считаю, что следует вернуть мажоритарную систему. С введением пропорциональной системы, общество потеряло контроль за общественными процессами. Сейчас депутаты отчитываются не перед избирателями, а перед серыми партийными бонзами. Но и депутаты, и предстоящий Президент страны должны чувствовать ответственность перед населением.

Я хотел бы обратить внимание на восстановление Конституционной нормы власти народа. Это главная задача текущего момента.

Закон должен соответствовать праву. Но большинство законов не соответствуют международному праву и стандартам. И над этим надо работать.

Я предлагаю создать группу для подробного изучения этого вопроса. Кто хочет работать - двери открыты».

Выборы же президента могут пройти конце текущего года. А для того, чтобы анализировать кандидатуры возможных кандидатов в президенты, нужно посмотреть на тот же закон «О выборах в РК» - о чем я говорил выше.

Если выборы пройдут в соответствии с этим законодательством, то получается кандидатами в президенты могут быть только представители нескольких партий, которые представлены в Казахстане, в том числе те, которые зарегистрированы - к примеру, оппозиционная партия ОСДП. Понятно, что в случае, если закон «О выборах» не изменится, то кандидатов будет куцее количество - всего 3-4.

Чтобы повысить легитимность предстоящих выборов, на мой взгляд, желательно поменять закон и этим нужно заняться вплотную, так как к нам будет очень много вопросов со стороны международных организаций, международного сообщества о соответствии стандартам демократии в мире.

Если политические изменения будут приняты в закон «О выборах», тогда могут появиться представители различных политических сил. Мы знаем, что в Казахстане, кроме официальной власти есть и контрэлита, которая критически относится к некоторым шагам, политике действующей власти.

Для того, чтобы повысить легитимность и имидж властей, желательно, чтобы в предстоящих выборах приняли участие представители всей палитры как политических сил, так и гражданских активистов. Кстати, сейчас уже можно говорить о том, что у нас легитимностью в обществе сегодня пользуются не только политические партии и депутаты, а в основном - гражданские активисты.

Поэтому желательно «включить драму», чтобы в этих выборах участвовали различные политические силы, был представлен весь спектр мнений и политических направлений.

султанбек султангалиев

Султанбек Султангалиев, политический аналитик

«Полагаю, что ключевые статьи, относящиеся к президентским выборам необходимо подвергнуть значительной редакции. Например, статью 51 - Очередные выборы Президента Республики.

Очередные выборы Президента проводятся раз в пять лет в первое воскресенье декабря соответствующего года и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента.

А жизнь показывает, что политические реалии и целесообразность не всегда согласуются с буквой закона, что порождает правовые коллизии. Также на мой взгляд, в значительной либерализации нуждается статья 54, которая оставляет за бортом избирательной кампании больше 99% граждан, в том числе и объективно потенциальных и достойных кандидатов.

Безусловно, условия, содержащиеся в данной статье, будут пересмотрены, пусть, хоть, и не сейчас, а лет через 10, но это неизбежно!

Еще по статье 54. «Требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики», которая гласит, что для избрания Президентом гражданин должен удовлетворять требованиям, установленным пунктом 2 статьи 41 Конституции, иметь опыт работы на государственной службе или на выборных государственных должностях, составляющий не менее 5 лет, а также обладать активным избирательным правом в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Конституции и настоящим Конституционным законом».

Совершенно излишним является сбор подписей в поддержку кандидата в президенты (статья 56), тем более, раз кандидаты выдвигаются от общественных объединений республиканского уровня.

А статья «Сбор подписей в поддержку кандидата в Президенты Республики» гласит:

  1. Поддержка избирателями кандидата в Президенты удостоверяется сбором их подписей.
  2. Кандидат в Президенты должен быть поддержан не менее чем одним процентом от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, городов республиканского значения и столицу Республики.

Но если уровень президентской кампании, всё же, в силу своей масштабности и значения имеет особый характер и с нововведениями можно подождать энное количество лет (хотя бы, до тех пор, как мины замедленного действия, заложенные в статьях, относящихся к президентским выборам не сработают, став очевидными для всех и приведя к внутриэлитным столкновениям), то с положением об отказе в регистрации - в связи с выявлением недостоверности сведений о доходах и имуществе, необходимо разбираться сейчас и безотлагательно. Именно это положение было самым применяемым средством отстрела неугодных кандидатов! Как и самых безотказных, потому что несовершенство нашей налогово-фискальной службы общеизвестно.

А Закон «О выборах» можно и не менять – надо, всего лишь, сменить систему подсчета голосов…»

Президентские же выборы состоятся декабре текущего года. Главной причиной именно такого прогноза является имеющаяся правовая коллизия, которая позволяет по-разному толковать сроки выборов и, соответственно, легитимность действующего президента. И для того, чтобы избежать подобной скользкой ситуации, было бы логичнее и целесообразнее провести выборы в декабре.

Что касается кандидатов, то от власти возможен в идеале только один кандидат, а также три-четыре конкурента–выдвиженца от политических партий и общественных объединений.

То есть, сначала состоится своеобразный внутриэлитный (внутрипартийный) праймериз, вернее, он уже начался, который проходит перед глазами единственного избирателя. Именно Елбасы, и никто иной, определит и благословит кандидата от партии «Нур Отан» на избирательную кампанию.

Пока можно с уверенностью сказать о двух претендентах – Касым-Жомарте Токаеве и Дариге Назарбаевой, которые, фактически, уже вступили в соревнование.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 1133 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика