- Вот как с цепи сорвались, чес-слово, - произнесла продавец, когда молодой человек ускакал на поиски подарка любимому руководителю. – В последнее время просто отбоя нет. Всем подавай с табличкой «Лучшему руководителю». – «Вы сами гравировку делайте, да клепайте на сувениры». – «А если завтра мода пройдет?»
Не пройдет, уверяю вас. По сообщению Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, количество переданных в госфонд подарков за последний год увеличилось более чем в два с половиной раза!
Для тех, кто не слышал о специфических закромах Родины, поясним: в стране создан специальный государственный фонд, куда чиновники должны сдавать подарки от граждан. Почему так? «С целью предупреждения коррупционных правонарушений в части неправомерного принятия подарков и других вознаграждений госслужащим». Простите мне густопсовый канцелярит, дорогие друзья. Это цитата. Они так привыкли выражаться. В прошлом году в спецфонд сданы 317 подарков на сумму 3 миллиона 200 тысяч тенге. В основном, это сувениры – ручки, картины, чайные наборы, настольные часы. И даже коробки конфет! О пачках купюр ничего не сообщается. Да и какой это подарок – хрустяшки-бумажки, пахнущие типографской краской? Вот безобидная на первый взгляд ручка – это да, символ «коррупционного правонарушения». И сразу всем становится ясно: в стране развернута антикоррупционная битва не на жизнь, а на смерть. Одно только непонятно: принял коробку конфет- стало быть, акт коррупции состоялся. Сдавай подарок, не сдавай в спецфонд – яблоко греха уже надкушено.
И тут я размечтался, углубил и расширил тему. Вы только представьте себе: одному важному чиновнику благодарные граждане подарили… живого кролика. Сидит около письменно прибора с табличкой «Лучшему руководителю», ушки прижал, носиком дергает. Белый и пушистый. Что с ним делать? Сдали в спецфонд. Кролик числится на строгом учете как одна подарочная единица. И не дай бог, чтоб зверек подох!
Специально клетку для зверька склепали. Но ведь этот кролик жрать хочет постоянно. И убирать за ним надо. Думали-думали в акимате и придумали: надо создать управление - ГУ «Департамент по эксплуатации животного мира». В штате – старший специалист по обеспечению кормами, в подчинении которого – пять человек. Ведущий специалист по клинингу ( т.е. уборке дерьма), три человека в подчинении. Специалист по госзакупкам. Специалист по связям с общественностью и информационному обеспечению (сайт в интернете www.goskrolik.kz). Всего – двенадцать человек. Вначале со специалистами было очень сложно, но проблемку порешали: перекинули ведущих специалистов из комитета по этике, и еще несколько человек из антикоррупционного ведомства.
Как потом выяснилось, хорошо жил не только кролик, обеспечивая зарплатой двенадцать человек. Корма поставлялись отменные, немецкого качества. По системе госзакупок, но из единого источника. Все бы ничего, да в один прекрасный день кролик сдох. Как раз перед ревизией. Осиротевших специалистов перебросили в управление сельского хозяйства, при котором был создан НИИ «Теория и практика кролиководства». Но не всех перебросили. Кое на кого завели уголовное дело. Так называемые немецкие корма на самом деле были китайские и стоили по пятьсот тенге за мешок.
Конечно, это мои правдивые фантазии. Но вот реальность: за что ни возьмутся некоторые наши служивые, везде у них получаются свои кролики. У кого помельче, у кого – покрупнее. На международной антикоррупционной конференции тогдашний председатель Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров сообщил о том, что в Казахстане за 17 лет осуждены 17 министров и их заместителей. В год – по одному министру! «Начиная с 2001 года за совершение коррупционных преступлений в стране осуждены свыше 10 тысяч лиц. Среди них – два экс-премьер-министра, 17 председателей, министров и их заместителей, 15 акимов областей и городов, 8 топ-менеджеров национальных компаний и 8 руководителей силового бока, генералитет», - сообщил Кайрат Кожамжаров».
Еще не факт, что значительное число чиновников, проедающих казенные деньги, - белые и пушистые. Просто их еще не поймали. «Подарочная» психология пронизала всю систему власти. И даже обычные граждане-налогоплательщики уже склонны думать так: если взяток не берешь, какой же ты герой? Взять на лапу и не попасться – это доблесть и наш отечественный вид спорта, где есть свои чемпионы.
Недавно Верхний начальник сказал: «Вы не давайте взяток, тогда не будет коррупции».
…На днях вынул из почтового ящика кипу красочных рекламных листовок вместе с коммунальными счетами. Обычное дело. Листовки я не читаю. Однако на сей раз взгляд зацепился за крошечный кусочек бумажки размером в смартфон. На плакатике было начертано: «Честность и неподкупность – яркий пример любви к Родине». Сбоку зажигательного текста на меня смотрел аксакал, грудь которого была увешана государственными наградами. Под фамилией уважаемого человека дизайнер тиснул мелким шрифтом: «Не давай, не бери взятку» И телефон Саll-центра Национального бюро по противодействию коррупции.
Борцы с мздоимством решили достучаться до сердец граждан, пытаясь проникнуть в бездны нашего подсознания. Хороший психологический ход. Но вот вопрос: как только ни сражаются с коррупцией, а она не только пышно зеленеет, но и дает боковые побеги. Быть может, мы, граждане, в этом виноваты? Не дать взятку чиновнику, от которого зависит твое маленькое сиюминутное счастье, - дурной тон? Так не давайте барашка в бумашке! Но как не дать взятку, когда к тебе пристали с ножом к горлу?
В Жезказгане до некоторых пор занимал место городского отдела ветеринарии некий «специалист». Он занимался барашками в бумажке. В городе Сатпаеве выращивал коров городской фермер Булат Аспанов (фамилия изменена – авт.). И было у горожанина 36 буренок весом по 500 килограммов. Единственный источник существования. В один прекрасный день к Аспанову пожаловали «комиссары» из отдела ветеринарии и забрали шесть коров. А потом начальник отдела сообщил Булату, что все они – бруцеллезные.
Что делать? Как это - что? Придется сдать буренок в местный колбасный цех и получить нищенскую компенсацию. Булат Аспанов не стал сопротивляться. Через некоторое время у городского фермера «заболели» еще десять коров. Пришлось бедолаге открыть спецсчет в банке для получения компенсации. Деньги еще не поступили на счет, а начальник отдела ветеринарии потребовал сначала пятьдесят тысяч тенге, а потом и сто тысяч. Булат сообразил, что у чиновника аппетиты выросли. А ну как весь скот под нож пустит? Это окончательный нож к горлу и полный беспредел! Тогда все равно погибать…Пришлось городскому фермеру обратиться куда следует. Суд приговорил бывшего начальника отдела ветеринарии к штрафу в 4 миллиона 500 тысяч тенге.
Хэппи-энд истории о том, как городской фермер перешагнул барьер и вынужден был сопротивлялся лиходею. Однако сколько маленьких трагедий с невидимыми миру слезами происходит ежедневно в нашей великой Степи!
Таковы Удавы и Кролики нашей современности.
