…И никаких инициатив снизу!
- Нет в нашей кадровой политике никакой национальной особенности, - считает экс-президент АО «Корпорация «Сайман» Сагин Тажикенов. - Есть лишь непотизм, широко распространенный в большинстве азиатских стран. Казахский вариант лишь дополнен такими понятиями как «преданность, абсолютное послушание власти и никаких инициатив без позволения свыше». Отсюда и все неприятности в развитии страны, не соответствующие ее природным богатствам и уровню образованности населения.
В моем понимании (а я хоть и далек от политики, зато, проработав 54 года в сфере среднего машиностроения, отношу себя к большим патриотам своей страны) непотизм рождается и процветает там, где сформирована монополия на власть. Именно она за без малого 30 лет независимости не дала стране ни одного выдающегося экономиста, финансиста или промышленника, деятельность которых вытащила бы Казахстан в ряд высокоразвитых государств с достойным прожиточным уровнем населения. А ведь у нас были и есть все основные исходные критерии для этого. На момент развала Союза Казахстан был очень развитой республикой. Имелось много функционирующих заводов, где работали специалисты высокого класса. Это – не говоря уже о родном для нас, казахов, животноводстве.
В последние годы старая гвардия постепенно уходит по возрасту с властного олимпа, но кадровая политика непотизма стойко это выдерживает. А как же иначе? Освободившиеся кресла как само собой разумеющееся занимают их дети и внуки. Результатом такой кадровой политики стало то, что за три десятка лет толком не решены вопросы ни в здравоохранении, ни в сфере образования, ни в сельском хозяйстве, ни в социальной сфере. Происходит это, наверное, не от того, что назначаемые кадры слишком глупы, а от их несоответствия изанимаемой должности. Да и зачем им стараться, если с них никто не спрашивал и, кажется, не собирается спрашивать за результат. Отсюда идет не только развал вверенного этим людям участка, но и массовый расцвет коррупции.
И хотя мнение общества давно не интересует нашу власть (исключения - экстраординарные случаи локальных волнений в регионах), тем не менее мы, народ, все еще продолжаем верить в здравый смысл. Надежда, что называется, умирает последней. Однако как бы нам ни хотелось закрыть глаза и уши, стараясь избежать таких пугающих понятий, как «крах, революция, путч, экстремизм и т.п.», ученые-обществоведы, к примеру, британский социолог Джон Урри, опираясь на математическое моделирование, прогнозируют, что «вероятность краха общества более высока в условиях ярко выраженного неравенства доходов ...».
«Я в министры бы пошла»
- Мне показалось, что не только на властном олимпе, но и вообще в любых госструктурах ходит кругами одна и та же команда, где все изо всех сил поддерживают друг друга, - говорит адвокат Айман Умарова. - Приведу простой пример из жизни полиции. Когда я занималась делом независимой журналистки Юлии Козловой, то обыск в ее квартире проводила женщина-следователь, некая Толгонай Е. Пакет, якобы найденный ею в квартире журналистки, оказался вскрыт еще до направления на экспертизу. Но это ЧП! За это обычно возбуждают уголовное дело и увольняют со службы. Однако этот следователь пошла … на повышение. Более того, в Интернете появилось видео, где ее представляют как лучшего сотрудника ГУВД Алматы. Повышение, наверное, было наградой за проделанную ею грязную работу по шельмованию человека.
Теперь по поводу последних перемещений в нашем правительстве. Весь Казахстан знает, что бывшая министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова не справилась со своей работой на этой должности. Но объясните мне, простому налогоплательщику, за что ей тогда дали другую должность в правительстве?! Только не надо тыкать мне в лицо ее дипломами, полученными в зарубежных вузах. Лучше расскажите об успешных проектах, связанных с ее именем.
… Меня сейчас некоторые спрашивают, коль я всех так активно критикую, а пошла бы я сама работать в правительство ну, к примеру, министром юстиции? А вот пошла бы хотя бы ради того, чтобы навести там порядок. А то ведь уже стало нормой, что Минюст регистрирует приказы МВД, нарушающие права человека.
Я помню, как мы обжаловали один такой приказ под грифом «для служебного пользования». Его суть заключалась в том, что осужденные ни сном, ни духом не ведают, что там прописано, но,тем не менее, должны были подчиняться ему. Впоследствии МВД само изменило этот нелепый приказ, но ведь Минюст, регистрировавший его, не должен был пропускать такой документ изначально.
Еще бы я пошла омбудсменом, а то ведь никто не видит работы, проводимой теми, кто назначен на эту должность. Но - увы! Таким, как я, путь в госструктуры заказан, потому что я из тех людей, которые реально будут заниматься делом. А там нужны удобные.
Запасной аэродром для Мадины
Домохозяйка, многодетная мать, карагандинка Алия Садырбаева «ликует»:
- Ура! Мадину Абылкасымову наконец-то "пристроили"! Я, честно говоря, уже начала переживать за нее, ведь за такие провалы в работе, да еще и после жесткой критики самого президента Казахстана, в любой из 30 ведущих стран, куда мы так стремимся попасть, стоял бы вопрос отправки ее в политическое небытие как минимум.
Но только не в Казахстане! У нас любая рокировка в высших эшелонах власти предполагает, что «слабое звено», не оправдавшее доверие руководства, куда-то обязательно должно быть пристроено. Кадрами у нас в стране не разбрасываются! Особенно такими, которые с завидным постоянством заваливают любую программу по улучшению жизни населения.
Профсоюзы, партия «Нур-Отан», парламент, нацкомпании, ну на худой конец – «вициками». Вот далеко не полный перечень «запасных аэродромов» для этих чиновников.
«Скамейка запасных» полна всегда. "Покладистых и верных" исполнителей всегда держат на плаву. Нынче в цене не профессионализм и самопожертвование ради благополучия людей, а ж…во и лицемерие.
К сожалению, к такому выводу мы, рядовые граждане, приходим в ожидании ответа на вопрос, каких изменений нам ожидать от тех, кто только вчера завалил свою предыдущую работу? А ведь есть пословица: "Коней на переправе не меняют, их просто …"
