Во-вторых, бывшее правительство проявило неспособность справиться с критическими моментами в экономике, в том числе остановить снижение курса тенге, и реализовывать социальную повестку, представленную в прошлогодних посланиях и заявлениях главы государства. Вопреки заявлению экс-премьера Сагинтаева никакой «слаженной работы» оно изначально не вело. Практически все члены правительства в той или иной степени проявили свою некомпетентность и безответственность по ряду вопросов, оторванность от реалий и особенно потребностей населения, отдачу приоритета в своей работе личным или узкогрупповым интересам. Впрочем, это не столько персональная, сколько системная проблема, касающаяся всех составов казахстанского правительства.
В-третьих, фактически Казахстан уже вступил в новый электоральный цикл. Вопрос лишь в том, какие из выборов – президентские или парламентские пройдут раньше других. Причем по ряду признаков обе избирательные кампании, скорее всего, будут проведены досрочно. В любом случае отставка правительства, особенно в свете последних процессов и событий в стране, способствует повышению рейтинга главы государства с расчетом на предстоящие выборы.
В-четвертых, согласно поправкам в Конституцию РК, внесенным в 2017 году, прекращение полномочий правительства теперь будет автоматически осуществляться после не президентских, а парламентских выборов. Президенту же важно было решить этот вопрос самому и без привязки к проведению тех или иных выборов.
В-пятых, новый состав правительства теперь должен формироваться на основе не только консультаций президента по кандидатуре премьера, но еще и консультаций последнего по кандидатурам других членов правительства с депутатами Мажилиса Парламента. Хотя в наших условиях все это во многом будет формальным, вместе с тем накладывает на парламентариев большую политическую и моральную ответственность за формирование и деятельность будущего правительства. Соответственно данная ответственность частично снимается с президента страны. С учетом же отсутствия серьезных оснований для возможного улучшения дел в экономике и социальной сферы в ближайшей перспективе все это является довольно важным для Акорды.
Естественно, что другими важными вопросами являются, кто возглавит новое правительство, кто в нем сохранит свои должности, а кто, наоборот, уйдет и кто придет на их место, и сможет ли оно в данном составе выправить ситуацию в стране в лучшую сторону? Однако вопросы кадрового характера интересны главным образом потому, как они отразятся на внутриэлитном раскладе. Что же касается ожидания каких-либо улучшений, то новое правительство по инерции устранит некоторые недостатки предыдущего. Свою роль также сыграет необходимость реализации социально-экономических мер, способствующих созданию благоприятной предвыборной атмосферы и достижению нужных властям результатов будущих президентских, парламентских и местных выборов. Но в дальнейшем без кардинального изменения системных условий и механизмов формирования правительства, осуществления им своей деятельности и всестороннего контроля за ней всё вернется на круги своя.
Данияр Ашимбаев: Премьером с наибольшей степенью вероятности будет Мамин
Не успел толком вызреть крамольный тезис "Антинародное правительство - в отставку", как она и случилась.
Что-то, а назрела давно. Уже осенью было ясно, что Кабмин не жилец. Точнее, не Кабмин, а премьер.
Привычка проводить совещания по любому поводу и без оного, обилие родни в квазигоссекторе (даже по нашим меркам), непонятные дела с БВУ (осенью об одном речь шла, сейчас другой добавился. На триллион с лишним).
А главное - отсутствие системной работы, четких поставленных (хотя бы самими) целей, какого-либо контроля, коррупционные скандалы, постоянные маневры с государственными и бюджетными программами, конфликты между высшими чинами кабмина.
Простые примеры: в постановление правительства о реализации республиканского бюджета-2018 изменения вносились 77 раз (в 2017 - всего 23 раза). Вот прямо таки видна четкость планирования и контроль исполнения.
Не успели 29 декабря принять постановление о реорганизации Минфина (им предполагалось создать в регионах департаменты по финансовому мониторингу путем выделения их из ДГД), как уже 25 января реформа корректируется: будут создаваться не департаменты по финансовому мониторингу, а департаменты экономических расследований.
Логичный вопрос: а сразу нельзя было договориться?
Или проект указа Президента , внесенный правительством, - о создании "Фонда прямых инвестиций "Казахстанский инвестиционный фонд развития" и управляющей компании по инвестиционному управлению его активами, на создание которых нужно было из Нацфонда выделить 370 миллиардов тенге.
Хотя, может, еще и подпишут: надо же куда-то бывшего премьера трудоустроить.
Ждали отставку осенью, но случилась сейчас. Зачем?
Видимо, премьера, уже почти списанного, держали в качестве "ритуальной жертвы" - чтобы не просто так, а по поводу.
Может к сьезду, может к выборам. Для хорошего дела не жалко.
С премьером скорее всего уйдут министры экономики и соцзащиты, а один-два вице-премьера пойдут на понижение.
Вопрос: кто будет новым главой правительства.
Варианты озвучивались такие (по алфавиту): Акишев, Байбек, Досаев, Есимов, Исекешев, Кушербаев, Мамин, Масимов, Шукеев.
Первый отпадает - привычка бегать чуть что жаловаться президенту чиновника не красит.
Второй - не закончил еще намеченные дела в Алматы, да и менять акимов перед выборами (которых, как все говорят, не будет) вряд ли стоит.
Третий - хороший финансист и управленец, держит удар, умный, но не хватает политического веса.
Четвертый - вошел во вкус работы в "Самруке", взял, наконец, под свой контроль значительную часть управленческих звеньев, и если оттуда уйдет, то, думаю, только в Сенат или АП.
Пятый - только развернулся в АП, начал расставлять кадры (хорошие, замечу, кадры), укрепился. На нем сейчас большой фронт работы и менять пока нет необходимости.
Шестой - хороший вариант, но уже продленный пенсионный возраст: в "Год молодежи" как-то неудобно.
Седьмой - наиболее вероятный. Во-первых, на нем висела практически вся работа по управлению экономикой и вопросы интеграции, пока премьер проводил совещания; во-вторых, управленческий опыт (министр-аким-глава КТЖ-первый вице-премьер), умение принимать решения и добиваться их исполнения (редкость у наших чиновников); в-третьих, отсутствие скандалов, жесткость и умение работать в команде; в-четвертых, доверие Глав государства: как все заметили, Мамин был с президентом практически во всех поездках по стране; в-пятых, на Мамина работает "традиция": большинство премьеров были первыми замами в отставленных кабинетах.
Восьмой - ну, право, уже неудобно как-то - будто в стране за 30 лет не появилось других кандидатов в премьеры.
Девятый - в принципе, может, но, как коллеги смеются: еще не сбылись 20-летние прогнозы о его назначении акимом Алматы.
Скорее всего, назначение состоится на следующей неделе. Премьером с наибольшей степенью вероятности будет Мамин, замов - три (оперативное управление, макроэкономика и социалка), небольшая реорганизация министерств. Какие-то реорганизации будет отложены до начала мая, когда правительство будет переназначено (после выборов, которых не будет).
Идеология Кабмина, как и сказал президент, будет сформулирована на съезде партии, но с точки зрения контента вряд ли стоит ожидать чего-то нового, кроме наращивания социальных выплат. Тут дело не в программах, а в умении их реализовывать, координировать и контролировать работу министерств и ведомств.
