ВСПЫШКА УКОРА
Депутата Зауреш АМАНЖОЛОВУ волнует ситуация с корью, сложившаяся в последнее время в нашей республике. Впрочем, как и с вакцинацией детей в целом.
Делать прививки детям родители у нас не любят, и не потому, что это больно или дорого. Вызывает сомнение качество вакцин, предлагаемых нашим вечно экономящим Министерством здравоохранения. И прецеденты, когда последствия от прививки у ребенка потом приходилось долго и не всегда успешно лечить, тоже были. Так что родители частенько предпочитают не рисковать.
А тут на первый план выходит другой риск – заболеваемости. По данным Минздрава с начала ноября прошлого года в Казахстане зарегистрировано 1406 подтвержденных случаев кори. Самыми уязвимыми, как нетрудно догадаться, оказались дети – 81 процент заболеваний зафиксировано среди детей до 14 лет. Повышенная регистрация фактов кори отмечается в Астане - 938 случай, Алматы - 86 случая, Акмолинской – 53 случаев, в Атырауской и Костанайской областях.
- Заболеваемость преимущественно регистрируется среди непривитых детей - 880 случаев (68,6 процент), - говорит Аманжолова. - Большинство из них (более 61 процента) не привиты по причине недостижения прививочного возраста (младше 1 года), не привиты в связи с отказом от вакцинации. – 85случаев (11 процентов), что не может не вызывать беспокойства.
Народная избранница констатирует, что из года в год число отказов от вакцинации только увеличивается. Если в 2013 году от прививок отказалось около 500 семей, то спустя пять лет число отказников выросло до 14 тысяч.
- Основными причинами отказов являются личные и религиозные убеждения, - подчеркивает Аманжолова.
Корь как острое инфекционное заболевание вирусной природы у детей занимает особое место среди заразных инфекционных болезней. Вирус передается воздушно-капельным путем и отличается крайне высокой контагиозностью.
- При отсутствии вакцинации, процент передачи инфекции при тесном контакте составляет почти 100 процентов случаев, - отмечает депутат. - Больной корью человек опасен для окружающих в течение 7-10 дней. В мире от кори ежегодно умирают до 150 тысяч человек. Среди них преимущественно дети до 10 лет.
ПРОФИЛАКТИКА ПЛЮС ПРОПАГАНДА
В этом году в европейских странах, так же отмечается большое количество заболевших корью. В прошлом году зафиксировано даже 68 случаев закончившихся смертельным исходом. Помочь в борьбе с заболеванием может профилактика. При условии ее применения, конечно.
- Профилактика кори у детей проводится в виде плановой вакцинации в два этапа, - объясняет Аманжолова. - Сформированный иммунитет защищает от кори или, в случае заражения, помогает перенести болезнь в легкой форме и без осложнений. Если человек переболел корью, то у него на всю жизнь остается стойкий иммунитет, и при повторном заражении заболевание маловероятно. Случаи повторного заболевания корью, как правило, связаны с состояниями иммунной недостаточности.
Среди заболевших встречаются дети до 1 года, которым еще не подошел срок вакцинации. У этих детей иммунитет поддерживается через материнское молоко. Что тут еще можно предпринять для улучшения ситуации пока что неизвестно.
- Министерство здравоохранения в настоящее время, - уточняет народная избранница, - в регионах с повышенной заболеваемостью, передвигает сроки вакцинации против кори с одного года на три месяца раньше, то есть в девятимесячном возрасте. Насколько это обосновано и доказательно, так как прежние сроки вакцинации определены на основании доказательности?
Аманжолова советует Минздраву провести углубленное изучение причин возникновения высокой заболеваемости корью в последнее время. А так же, рассмотреть обоснованности изменения сроков вакцинации и необходимости совершенствования ее методов.
- Следует провести оценку качества профилактических мероприятии, включая иммунизацию по предупреждению возникновения вакциноуправляемых инфекционных заболевании, - считает депутат.
Но прежде всего, (и так считает не только Аманжолова) следует организовать широкую разъяснительную работу среди населения. Иначе просто ничего не получится.
ИНВАЛИД? А ДОКАЖИ!
Депутатский запрос мажилисмена от КНПК Магеррама МАГЕРРАМОВА уже традиционно касался судьбы наших граждан с тяжелыми заболеваниями, такими, как миопатия, спинная мышечная атрофия, врожденная миастения и другие. Данные заболевания связанны с необратимым распадом мышечных тканей, в результате чего больные перестают сначала двигаться, а потом и теряют возможность самостоятельно дышать. То есть, без поддержки и квалифицированной помощи, без материального и технического обеспечения, все это приводит к ранней смерти. В том числе и детей.
Помочь таким пациентам можно, но сложно. И без участия государства здесь, увы, не обойтись.
Как и любое заболевание, данные патологии необходимо, прежде всего, диагностировать, но у нас и с этим проблема. Вопрос возможности сдачи генетического анализа на определение вида нервно-мышечного заболевания, как выразился коммунист, «стоит остро». Только два диагноза из всего перечня таких заболеваний, а конкретно - миопатия Дюшена и спинальная мышечная атрофия - обследуются в государственных диагностических центрах страны. Если быть более конкретными - только в Астане и частично в Алматы.
- В остальных случаях диагностики необходим выезд за границу для сдачи и расшифровки анализов, - подчеркивает Магеррамов. - Подобные дорогие, но необходимые выезды и обследования детей, родители осуществляют за счет собственных средств.
Коммунист обратил внимание на еще один казус, уже не медицинский, а бюрократический. На сегодняшнее время для лиц, имеющих уже генетически подтвержденный диагноз нервно-мышечного заболевания, срок инвалидности устанавливается на два года. То есть через каждые два года следует переподтверждать инвалидность. Абсурдность данного требования понятна даже неспециалисту. Не иначе чиновники от медицины, с периодичностью раз в два года, уповают на чудесные исцеления неизлечимых заболеваний! А может быть все проще – такой подход позволяет хоть чуть-чуть, но сэкономить на и без того не богатых инвалидах.
- При оформлении инвалидности, комиссией Медико-санитарной экспертизы (МСЭК) назначается отсрочка в течение четырех месяцев после подачи документов, хотя известно, что заболевание неизлечимо, - уточняет коммунист. - В период ожидания четырех месяцев пособие по инвалидности не оплачивается.
КТО У АППАРАТА?
Магеррамов предлагает пересмотреть Правила МСЭК, согласно которым пациенты с диагнозом нервно-мышечного заболевания, не имеющие реабилитационного потенциала, подвергаются ожиданию четырех месяцев для постановки на учет по инвалидности.
- При установленном диагнозе нервно-мышечного заболевания МСЭК необходимо назначать инвалидность до достижения 16 лет без промежуточного переосвидетельствования, - утверждаем мажилисмен. - А по достижении 18 лет – бессрочную.
Так же в списке рекомендаций к Правительству - дополнить список орфанных диагнозов с включением туда таких диагнозов, как миопатия Дюшена и других. А еще - дополнить список орфанных препаратов, такими как «Дефлазюкорт» и его аналоги, чье действие направлено на приостановление развития болезни и поддержку организма пациента. Больничные отделения неврологии и пульманологии следует оснастить жизненно необходимым оборудованием, таким как аппарат искусственной вентиляции легких, откашиватель и пр.
- Стоимость данных аппаратов в Казахстане от 3 до 5 миллионов тенге, - констатирует коммунист. – Далеко не каждая семья может позволить себе приобрести такие аппараты. Но даже с покупкой нужного аппарата проблемы не заканчиваются. Необходимы расходы для его содержания, а также требуется настройка этих аппаратов.
Сейчас родители сами, на свой страх и риск, производят настройку агрегатов на дому, пользуясь консультациями иностранных специалистов, полученными по интернету. В Казахстане квалифицированных специалистов, знающих подобное оборудование, просто нет.
- Мы просим рассмотреть также возможность предоставления квот для бесплатного посещения реабилитационных центров раз в три месяца, - отмечает Магеррамов. - Пока такая возможность есть раз в год, но зачастую дети не дожидаются очереди.
Таким образом, родителям приходится на платной основе обеспечивать для своих детей жизненно-важные реабилитационные процедуры массажа, бассейна или ЛФК. Ежемесячный расход на тот же бассейн составляет 40 тысяч тенге, а в целом полный курс реабилитации - от 200 до 400 тысяч тенге в месяц. При этом пособие по инвалидности и пособие по уходу за ребенком с инвалидностью в общей сумме составляет… 73 тысячи тенге. Комментарии, как говорится, излишни.
