Среда, 17 июля 2019 09:28

РАЗБОР ПРОЛЕТОВ Избранное

Автор

В столице состоялось расширенное заседание Правительства с участием Президента РК Касым-Жомарта ТОКАЕВА. Министры отчитались перед главой государства о выполненной работе. Президент напомнил о невыполненной. А так же о пролетах и просчетах, допущенных казахстанскими чиновниками.

ЕСТЬ ТРИ КИТА...

Выступление министра индустрии и инфраструктурного развития Романа СКЛЯРА зиждилось «на трех китах» - трех государственных программах: индустриализационной, «Нұрлы жол» и «Нұрлы жер». Министр отрапортовал о росте обрабатывающей промышленности (на 3,4 процента) и автомобиле- и машиностроения (47 процентов).

- Рост произошел за счет восстановления спроса на рынке и реализации программы льготного автокредитования, - уточнил министр. Так же он пообещал, что в рамках Карты индустриализации в нынешнем году будет реализовано 130 проектов на сумму 449 миллиардов тенге с созданием 12,6 тысяч постоянных рабочих мест.

- Выделенные на продвижение экспорта 500 миллиардов тенге уже начали работать на экономику, - заверил Скляр. - Средства направлены на предэкспортное и экспортное финансирование, увеличение объемов страхования и гарантирование, возмещение транспортных расходов экспортеров и предоставление широкой сервисной поддержки.

В рамках поставленной Елбасы Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ задачи по развитию «экономики простых вещей» выделены 600 миллиардов тенге на стимулирование обрабатывающей промышленности, сферы продуктивных услуг, АПК и пищевую промышленность. Планируется, что за счет этого к 2025 году доля импорта сократится с 59 процентов до 37 процентов.

Впору радоваться, что у нас все так хорошо, однако почему-то закупать продукцию отечественного производства у нас не горят желанием даже акиматы, которым «по должности положено». Вместо запланированных 30 процентов «местное содержание» не достигает и 10.

- Нами будет продолжена работа по мониторингу местного содержания в госзакупках, - дипломатично замял тему министр, - и приниматься соответствующие меры по увеличению его доли.

По госпрограмме «Нұрлы жол» до 2025 год планируется реконструировать 7 тысяч километров республиканских автодорог, модернизировать и электрифицировать железнодорожные пути, полностью отремонтировать вокзалы и станции, а так же обновить железнодорожный и морской транспорт. Согласно госпрограмме «Нұрлы жер» до конца года в планах министерства построить 118 тысяч жилищ, из которых почти 50 тысяч жилищ уже построено. Кроме того, предусмотрено строительство и приобретение жилья для многодетных семей.

- Увеличено финансирование на строительство и приобретение арендного жилья для работающей молодежи в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент, - подчеркнул Скляр. - В течение трех лет будет выдаваться по 3 тыс. арендных квартир. И ежегодно в течение трех лет для многодетных, неполных семей и семей, имеющих детей-инвалидов будет выдаваться по 6 тысяч льготных займов под 2 процента годовых.

Словом министр обязался недостроенное – построить, обветшавшее – отремонтировать, износившееся – заменить новым. И все во имя роста благосостояния жителей страны.

ВОЗДУШНЫЙ ЗАМОК ДО НЕБЕС...

Касым-Жомарта Токаева благостный отчет, однако, не устроил.

- На самом деле ситуация выглядит не столь радужной – отметил глава государства. - Внешняя и внутренняя конкурентоспособность казахстанских отраслей остается невысокой. Важно не только увеличивать объемы, но и «усложнять» корзину производимых и экспортируемых товаров.

В глобальном индексе экономической сложности 2017 года Казахстан занимает только 81 место из 133 стран – это наглядно демонстрирует положение республики, лучше всяких отчетов. Более 70 процентов казахстанского экспорта по-прежнему занимает сырье. Нужно расширять рынки сбыта и искать новые.

- Без расширения рынков сбыта качественные инвесторы к нам не придут, - подчеркнул глава государства. - Я жду от Правительства конкретных предложений и результатов.

Потенциал «экономики простых вещей», по мнению Токаева, так же не используется в полной мере.

- До сих пор не раскрыты возможности мебельной, пищевой, текстильной, и строительной отраслей, - заявил он.

Главная задача Правительства на текущий и перспективный период – это создание рабочих мест. Президент пообещал сделать этот параметр главным критерием при оценке эффективности работы. А тут у нас дела обстоят далеко не так блестяще.

- Динамика – застойная! – резюмировал глава государства. - То есть сокращение безработицы в нашей стране не происходит. Создание рабочих мест идет очень медленно, буквально поштучно. Поэтому мы должны обратить самое пристальное внимание на эту проблему.

Еще одна серьезная проблема - хроническое недофинансирование проектов. А вместе с финансированием сдвигается на потом и достижение стратегических целей.

- Зачем планировать то, что не поддается финансированию? – возмутился Президент. - Это же всего-навсего программа благих пожеланий! Хватит заниматься строительством «воздушных замков». Мы должны строить планы, которые реализуются!

КРИЗИС ДОВЕРИЯ

Министру труда и социальной защиты населения Бердыбеку САПАРБАЕВУ досталась самая «больная тема». Он доложил, что в 2019 году на социальное обеспечение и социальную помощь направлено 3,4 триллиона тенге, то есть 27 процентов расходов республиканского бюджета. Сегодня в стране оказывается 39 видов социальных выплат, в том числе пенсии и пособия. За минувшие полгода 5 миллионов 200 тысяч казахстанцев получили социальную помощь.

А вот с будущим пенсионным обеспечением могут возникнуть проблемы. Прагматичные казахстанцы предпочитают получать заработанное прямо сейчас, а не в какой-то далекой старости, до которой либо они не доживут, либо деньги не сохранятся. Так что наши сограждане смело выбирают зарплату «в конверте», скрывают доходы и не оформляют свои трудовые отношения. В итоге, пенсионные взносы уплачиваются с 45 процентов фонда оплаты труда по республике. Сапарбаев дипломатично объяснил данный феномен «низким уровнем доверия вкладчиков к пенсионной системе».

- Полагаем целесообразным, Национальному Банку совместно с Правительством принять меры по повышению привлекательности накопительной пенсионной системы, - предложил он.

Каким образом это будет делаться, правда, остается загадкой. Потому что НПС, за годы своего существования, скомпрометировала себя, как только могла.

И конечно не осталась забытой многострадальная тема Адресной Социальной Помощи – АСП. По данным ведомства АСП выплачена более 291 тысяче семей или свыше 1,4 миллионам человек.

- Согласно Вашему поручению, - обратился министр к Президенту, - на поддержку малообеспеченных граждан дополнительно выделено 70,1 миллиардов тенге.

Для адресного оказания социальной помощи, определения степени нуждаемости каждой казахстанской семьи Минтруда и акиматами были сформированы социальные карты семей. Но что-то пошло не так.

- На местах продолжаются факты переплат, формальная работа участковых комиссий, недостоверности доходов и т. д., - не стал скрывать Сапарбаев. - Были выявлены факты получения АСП лицами с благополучным уровнем жизни.

В финале выступления министр заверил, что его ведомство приложит все силы, и примет все меры для повышения благосостояния жителей страны.

УЖЕ КРУГ, ДОРОГОЙ ДРУГ...

Бердибеку Сапарбаеву Президент тоже не поверил. И непрозрачно намекнул, что круг получателей АСП расширен почти в три раза, но число малоимущих почему-то не снизилось.

- Притчей во языцех стали факты недобросовестного поведения, - уточнил Токаев. - Например, фиктивные разводы, увольнение с работы, занижение доходов путем переписывания имущества на других, забой скота и так далее. Недостаточно эффективная реализация дала виток роста иждивенческих настроений у части населения. Эта наша серьезная недоработка.

По мнению главы государства, Правительство должно установить четкие и прозрачные процедуры оказания поддержки только тем, кто в ней действительно нуждается, организовать контроль над ее распределением и жестко наказывать любые проявления мошенничества и коррупции.

Еще один нюанс состоит в том, что регионы разрозненно оказывают различные виды социальной помощи. Соответственно, граждане получают разные виды и размеры помощи в разных регионах.

- То есть поддержка носит фрагментарный характер, - резюмировал Токаев. - А ведь мы по Конституции – унитарное государство!

Президент поручил Правительству разработать единые подходы гарантированного объема социальной поддержки граждан вне зависимости от региона проживания. А так же напомнил, что чиновникам следует активизировать работу по вовлечению населения в продуктивную занятость.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАСПИСКИ

Министр сельского хозяйства, Сапархан ОМАРОВ отметил, что за прошедшие полгода производство продуктов питания выросло на 1,3 процента, а напитков — на 15,8 процентов. Так же, по словам министра, растет не только производство, но и экспорт продукции за рубеж (на 17 процентов).

- За отчетный период привлечено 191,3 миллиарда тенге инвестиций, что на 62,7 процента больше уровня аналогичного периода, - подчеркнул он.

Так, в целях обеспечения прозрачности предоставления земельных участков сейчас Минсельхоз осуществляет плавный переход по их предоставлению в он-лайн режиме в электронном формате.

- Исключая бюрократические и коррупционные барьеры, - уточнил Омаров.

Кроме того, начиная с 2020 года, предусматривается усиление контроля за эффективным и рациональным использованием земель путем космического мониторинга.

- На сегодня оцифровано 100 процентов пашни и 72,9 процентов пастбищ, - бодро отрапортовал министр.

Одним из насущных вопросов для товаропроизводителей остается доступность к финансированию. Для его решения планируется изменить систему страхования в растениеводстве на добровольной основе, и впервые внедрить инструмент страхования в животноводстве, которого ранее не было.

- Также будет внедрен новый инструмент – аграрные расписки, - заявил министр. - Они позволят привлекать денежные и товарные займы под будущий урожай. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Парламенте. Эти меры помогут решить проблему недостатка залогового обеспечения и снизить риски при кредитовании аграрного сектора.

Словом, Омаров пообещал наращивать и производство сельхозпродукции, и ее экспорт. Только про рост благосостояния населения разве что не упомянул.

ЦИФРОЙ ПО ФАКТУ

Выяснилось, однако, что по поводу инвестиций Президент считает иначе. По другой системе.

- Не секрет, что отрасль остается слабо привлекательной для инвесторов, - сообщил Токаев.- В сельское хозяйство привлечен только 1 процент от общего объема прямых иностранных инвестиций и 3,2 процента от объема инвестиций в основной капитал? Это очень тревожные показатели.

По словам главы государства, все международные финансовые институты в один голос твердят, что у Казахстана имеется огромный потенциал в сельском хозяйстве. Но согласно и аграрной прагматике, и лирике, воз и ныне там. А претензии к кому? К тем, кто этим возом управляет.

- Нам необходимо в ближайшую пятилетку осуществить реальный прорыв в сельском хозяйстве, - безаппеляционно сказал Токаев. - Я ставлю задачу налаживания эффективной работы по привлечению инвестиций именно в агропромышленный комплекс. Без этого мы не сможем дать импульс развитию этой важнейшей сферы. Мы должны уметь конкурировать и давать отличные коммерческие и фискальные условия, которые не будут меняться в зависимости от смены руководства отрасли или региона.

По словам президента, аграрии справедливо жалуются на частые изменения условий господдержки.

- Эта непоследовательность мешает принимать правильные инвестиционные решения, - отметил Токаев, - снижает привлекательность и прибыльность агробизнеса, порождает неуверенность предпринимателей.

Он напомнил, что Казахстан – аграрно-индустриальная страна. И что сельское хозяйство – это, пожалуй, единственная сфера, где отсутствует преемственность в руководстве ею.

- Сколько программ мы напринимали, сколько обещаний выслушали! – риторически посетовал глава государства. - Каждый министр уверял, что его программа единственно верная. И что имеем в сухом остатке?

Еще один актуальный вопрос – это эффективное использование земли. Проведенная Министерством сельского хозяйства инвентаризация сельхозземель выявила 16,5 млн. га неиспользуемых площадей, и это только часть проблемы. Глава государства поручил Правительству провести аудит всех сельхозземель и оцифровку информационной системы земельного кадастра.

- Земля – это главный фактор производства, - не стал скрывать Президент.- Без эффективности и прозрачности в этом вопросе, нам село не развить. Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает.

ВОЗЬМЕМСЯ ЗА МЗДУ!

Надо сказать, что претензий к Правительству у главы государства скопилось много и в разных сферах.

- Мою принципиальную позицию вы все знаете, - подчеркнул Токаев в своем выступлении. - Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию. А тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать.

Глав государства предложил криминализировать действия госорганов и их представителей, направленные на подрыв бизнеса. То есть, предусмотреть в законодательстве строгие меры, вплоть до уголовного преследования, как это имеет место в целом ряде государств.

- Чиновники, которые препятствуют развитию бизнеса, направляются в тюрьму! – подчеркнул Токаев. - Правительству поручаю внести изменения в законодательство.

Досталось на заседании и местным исполнительным органам.

- Инвестиции должны привлекаться! – подчеркнул Президент. - Я обращаюсь к акимам. Иногда я смотрю по телевизору, как вы принимаете делегации предпринимателей, инвесторов. Это никуда не годится: садитесь во главе стола, рассаживаете их на расстоянии двух-трех-четырех метров, ведете себя как руководители каких-то княжеств. Как будто не вы заинтересованы в привлечении инвестиций. Работать надо в деловом ключе. И уж тем более не заниматься мздоимством. Если кто-либо будет замечен в этом, (а, между прочим, инвесторы жалуются, первым делом они сталкиваются с какими-то непонятными требованиями со стороны представителей властей!), то, несмотря на все заслуги и опыт работы, акимы будут строго наказываться.

Финальным аккордом стал бюджет.

- Масса вопросов возникает по его эффективному использованию, посетовал глава государства. - Тотальное переформатирование бюджетных программ, переориентация бюджета именно на цели развития, отказ от имиджевых проектов – это пока дело будущего. Вы только приступили к этой работе, но результатов пока я не вижу.

Наглядно о проблемах качества планирования свидетельствует проект легкорельсового транспорта в Нур-Султане. Вместо создания удобного, понятного, практичного для населения способа перевозки предложен дорогостоящий проект.

- С учетом уже понесенных затрат и международных обязательств этот замысел не может быть остановлен, но надо понимать последствия, - отрубил Токаев. - Ответственные лица, предлагавшие такой проект, должны ответить на вопросы контролирующих органов.

Вопрос приоритетности выделения бюджетных средств должен решаться иначе. Прежде всего они должны выделяться на решение насущных проблем народа.

- Поручаю Правительству совместно со Счетным комитетом усилить меры ответственности за неэффективное использование и планирование бюджетных средств, - подытожил Президент. - Как в государственном, так и квазигосударственном секторе. Мы должны добиться того, чтобы все бюджетные проекты отвечали на два простых вопроса: для чего они нужны и какова их социально-экономическая эффективность.

Кроме того, уверен Токаев, погоню за исполнением бюджета любыми способами необходимо прекратить.

- Стопроцентное завершение строительства некачественной дороги, небезопасной школы или детского садика не отвечают интересам населения, - предположил он. - Во главу угла необходимо ставить эффективность, продуктивность затраченных бюджетных средств.

РОДИНА СЛЫШИТ, РОДИНА ЗНАЕТ...

И, конечно, актуальным остается вопрос обратной связи с населением.

- Особое внимание надо уделить работе с социальными сетями,- заявил Президент. - Каждый государственный служащий должен быть активным в социальных сетях по курируемым вопросам. В век интернета это уже обязанность. Ведь очевидно, что соцсети, а не традиционные СМИ сегодня стали основным источником информации для людей. В итоге люди остаются в неведении и довольствуются домыслами или откровенной дезинформацией.

Не меньшей проблемой является неумение чиновников правильно, на доступном простому человеку языке разъяснять проводимую политику, доводить до общества, что сделано в ответ на обращения, резонансные публикации в СМИ, соцсетях.

- Нам предстоит восстановить доверие граждан, убеждая их цифрами, фактами, действиями, - объяснил подчиненным Токаев. – Нужно оперативно реагировать на критику и конструктивные предложения граждан. Поэтому необходим переход на концепцию «слышащего государства».

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 102 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика