Дело в том, что БВУ не дают малому и среднему бизнесу выйти из неплатежеспособности, несмотря на то, что закон позволяет это делать. По всему выходит, что наши финансовые институты не заинтересованы в развитии бизнеса в то же социально-экономическом аспекте, который предполагает создание рабочих мест и поступления налогов в бюджет. При этом стоит заметить, что сами банки получают поддержку за счет бюджетных средств, которая заключается в рассрочке выплат. В свою очередь, бизнес пытается своими силами погасить задолженность, образовавшуюся во время финансового кризиса и девальвации национальной валюты.
Но не буду голословна. Яркий пример вышеперечисленного – история предпринимателя Аскара Таубаева. Его стаж как бизнесмена насчитывает больше двух десятилетий, причем трудится Аскар Бактыбаевич в самых разных секторах экономики. И он утверждает, что в этой самой экономике ситуацию вполне бы мог улучшить. Бизнесмен утверждает, что досконально изучил многие препоны, которые возникают в процессе работы, и научился их преодолевать.
– Невозможно построить сильный средний класс без стабильно работающих предприятий. Рабочие места, зарплаты, премии, социальный пакет, налоги – это все исходит от предпринимателя. И я сам как предприниматель знаю практически все ямы, на которых может споткнуться бизнесмен. И все чаще это не налоги, не проверки: здесь сегодня все как раз более или менее выстроено. А именно банки и их деятельность.
По его словам, практически каждый предприниматель обременен кредитами. Дополнительные средства требуются на пополнение оборотного капитала, на закуп оборудования, на расширение и так далее. Аскар Бактыбекович считает, что отечественный бизнес устоял на ногах после кризисов 1998-го и 2008 годов. Но сильно подкосила девальвация в 2015 году.
– Как правило, кредиты были в долларах. Это было обязательное условие банков. И вот сейчас, приходится не просто платить по счетам. Теперь банки загнали бизнес в кабальные условия. А знаете, что самое страшное? Банки не заинтересованы в развитии предпринимательства. Им проще продать залог и отбить свои проценты. Хотя должно быть наоборот. Это короткая победа, которая в долгосрочной перспективе не выгодна самим банкам, – убежден бизнесмен.
Аскар Таубаев объяснил, что, отказывая бизнесу в реструктуризации валютных займов и продавая собственность предпринимателя за копейки, банки лишаются долгосрочных клиентов.
– Ведь мы готовы были сидеть на кредитной игле и платить им проценты! И чем успешнее наш бизнес, тем глубже их игла. Вот в чем главная проблема: банки должны быть стратегически заинтересованы в процветании деловых людей. Сейчас же у них короткое видение: если у бизнесмена проблемы – надо выжать с него все и до свидания! – разводит руками предприниматель.
Все тонкости взаимоотношений банка и бизнеса он изучил на собственном опыте.
– Вот моя история. Мы показывали лучшие показатели роста за короткое время. Рост EBIDTA за 2012-2014 годы составляли 30% рост к каждому году. Однако в 2014-ом началась резкая стагнация из-за валютных колебаний. Резкая девальвация в соседней России начала ухудшать наш торговый баланс. Мы стали терять обороты, – вспоминает Таубаев.
На тот момент и со стороны контролирующих органов не было предпринято должного внимания и действий для того, чтобы остановить резкий отток капитала в соседнюю страну.
– Начали падать и наши оборотные средства, выручка. Об этом мы начали сообщать свои кредиторам, обращаясь с просьбой начать рассматривать вопросы реструктуризации кредитных линий. Самым большим кредитором на начало 2015 года был Сбербанк. Все остальные банки равнялись на них, повторяя их действия и ожидая их решения. Представители Сбербанк в свою очередь ответили, что рассмотрят этот вопрос, но тянули с ответом… Нам приходилось выворачиваться и искать средства для закрытия валютных заемных средств. Мы выполняли все свои обязательства. Но поймите, что Сбербанк не заинтересован в росте казахстанской экономики. Тогда как банки должны быть мотивированы на успех своего клиента, – логично рассуждает бизнесмен Аскар Таубаев.
Когда в августе 2015 года случилась первая девальвация национальной валюты, все долги его предприятий, исчисляемые в иностранной валюте, подорожали на 40%.
– Мы вновь обратились ко всем нашим кредиторам уже начать процесс реструктуризации долгов. При этом исправно продолжили оплачивать кредитные линии по составленному ранее графику. Уже после отправки национальной валюты в свободное плавание, наши обязательства по заемным средствам составили около 90% из первоначальных показателей, – посетовал он.
Аскар Таубаев поделился, что в данное время вместе с партнерами начал практиковать работу с самими банками.
– Мы стали открывать револьверные кредитные линии для пополнения оборотных средств. Получаем кредиты, чтобы закрыть кредиты. Подобная практика нужна была и для самих банков для обеспечения деятельности. К тому же все банковские заемные линии обеспечены залогами, – заметил со знанием дела предприниматель.
По его словам, основная проблема в том, что банку проще продать имущество в залоге и вернуть деньги, чем помогать бизнесмену.
– Ему не важны рабочие места, налоги, репутация бизнесмена. Мы это поняли, когда пришел отказ проводить реструктуризацию от Сбербанка. Между прочим, следом тут же пошла волна отказов от других банков. Выходит, наши банки не нацелены на самостоятельные решения, – резюмировал Таубаев.
Изо всех сил стремясь сохранить наработанное, он вместе с партнерами принял решение подать на реабилитацию в рамках государственных программ защиты предпринимательства. В сентябре 2016 года первое заявление «о вхождении в программу реабилитации» было отклонено – и этому вновь препятствовали те же банки во главе со Сбербанком.
– На сегодняшний день банки хотят забрать все залоговое имущество и распродать «с молотка». Они не учитывают ухудшение социального положения ни работников, ни самого региона, ни лично моей семьи, – заключил он.
Сейчас к Аскару Бактыбаевичу регулярно обращаются за помощью коллеги, которые столкнулись с такими же проблемами. 18 апреля Атырауский областной суд рассмотрит гражданское дело по иску ТОО «Атаба», которое возглавляет Таубаев, и ряда аффилированных компаний, признанных на всех уровнях судов должниками, подлежащими реабилитационной процедуре. К сожалению, кредиторы – банки второго уровня – против реабилитации этих предприятий. Однако Аскар Таубаев и партнеры надеются на торжество справедливости и здравого смысла.
