- Джанибек Азатович, в последнее время мы наблюдаем некоторое оживление на партийно-политическом поле, связанное с заявлениями об инициативах по созданию новых политических партий. Как Вы считаете, с чем это может быть связано?
- Если говорить откровенно, то на сегодняшний день в Казахстане общественно-политическая деятельность практически обессмыслена. По сути, политические партии являются симуляторами (почти симулякрами!), выполняют ритуальные партийные танцы — что правящая, что так называемые оппозиционные.
Это стало результатом длительных и, судя по имеющейся картине, небезуспешных усилий самой же власти по нивелированию политической жизни. Политическая жизнь покоится на двух базовых и обязательных вещах – политической активности граждан и политической конкуренции партий и политиков. Ни того, ни другого у нас давно нет в помине. А вот симуляция их есть, что, собственно, мы и наблюдаем в виде того, что вы называете «оживлением на партийно-политическом поле, связанном с заявлениями об инициативах по созданию новых политических партий». Понятно же, что все это так называемое «оживление» начало проявляться после соответствующей отмашки из высших эшелонов власти. Значит, что-то такое намечается: то ли парламентские выборы, то ли еще какие…
В странах с более или менее устоявшимися политическими традициями, любое общественное движение или политическая партия появляются в результате политического кризиса или резкой активизации политической активности граждан. Например, кто еще пару месяцев назад в той же Венесуэле знал Хуана Гуайдо? Да никто. Но затянувший, а потом резко обострившийся внутриполитический кризис вытолкнул его фигуру на авансцену венесуэльской, а теперь и мировой политики. Такое ощущение, что еще немного, и он станет общенациональным героем Венесуэлы.
А вспомните, как появился на политической арене Греции её нынешний премьер Ципрас. Начинал он как представитель протестующих школьников и студентов, и, пройдя долгую политическую эволюцию, стал лидером антинеолиберальных сил и на этой платформе стал кризисным премьер-министром Эллады. Но до некоторых пор, его мало кто воспринимал всерьез, чего не скажешь сейчас.
Эти два примера являются наглядной иллюстрацией того, что называется «политической жизнью» и «политической конкуренцией». Нам до этого, увы, еще идти и идти. И не факт, что мы сможем до этого рубежа когда-нибудь дойти…
А потому, все эти странные телодвижения на нашем псевдополитическом и псевдопартийном поле не более чем очередная имитация кипучей «политической активности»…
Со всеми вытекающими из этого обстоятельствами…
- Могут ли стоять за данными проектами группы влияния или же это самостоятельные инициативы честолюбивых индивидов?
- Давайте без обиняков признаем: у нас есть только одна реальная группа влияния – Администрация Президента и баста. И она может «наклонить» любую другую группу, кто попытается оспорить этот непреложный факт.
И уж тем более наивно и даже смешно предполагать, что за всем этим стоят чьи-то личные амбиции. Мы же все помним, что случилось с теми же так называемыми «младотюрками», которые предались греху честолюбия… и не только этому греху.
Иных уже нет, а те далече…
Так что, никаких иллюзий ни у кого быть не должно.
Так было, так есть и так будет. Во всяком случае, пока…
- Есть ли намеки на то, что в Казахстане вскоре может появиться новая партия и если да, то какой по своей направленности она может быть? Нуждается ли партийное поле Казахстана в новых игроках?
- Думаю, после моих ответов на предыдущие вопросы, ваш третий вопрос теряет всякий смысл. И появится он только тогда, когда в нашей действительности категория «политическая жизнь» наполнится реальным содержанием, а не будет напоминать дурную пародию на нее.
Когда у нас появятся полноценные политические партии, опирающиеся на реальную социальную базу, и они будут отражать интересы своих приверженцев…
Когда политические партии начнут выдвигать программы, создавать платформы, которые начнут интересовать граждан страны и на этой почве возникнет конкуренция идей и установок…
Когда избиратели поймут, что у них есть выбор и они могут оказывать посредством выражения своей политической воли влияние на расстановку сил на партийно-политическом поле…
Только тогда и только так у нас может начаться реальная политическая жизнь… и начнутся перемены, которые жаждут все…
Тут еще ведь и такой момент есть. Все таки в стране есть партия (парии…) которые так или иначе получают своих приверженцев, свою паству… Эту паству вы увидите в мечетях, на базарах, в общем толще народной… Там даже русские есть. Очень мало, но уже есть. Думаю, все поняли о каких это партиях идет речь. И чем дальше будет ухудшаться социально-экономическая обстановка, самочувствие масс, тем больше мы будем слышать об увеличении этой партии…
