Известный политолог Уразгали Сельтеев в материале опубликованном на сайте «Тенгриньюс» https://tengrinews.kz/opinion/834/ считает, что «активации новой конституционной роли Совета Безопасности во властной вертикали кардинальных перемен ожидать не стоит. Также подвиснет процесс наращивания аналитического потенциала и влияния Совбеза в вопросах выработки стратегических приоритетов по внутренней и внешней политике. Касымов не только по степени публичного позиционирования, но и фактически может считаться одним из самых верных соратников и наиболее доверенных лиц Главы государства. Поэтому приближение экс-министра к первому эшелону власти, вероятнее всего, продиктовано личными тактическими соображениями Президента. Касымов получил важнейшее преимущество, которое заключено не в стандартной координации всего силового блока, а в прямом влиянии на процесс принятия решений. Однако Касымов – не политик, а практик, далекий от кабинетной борьбы. К тому же многолетними стратегическими задачами, которые возлагаются на Совбез, должен заниматься кто-то другой. Смена руководства МВД, возможно, также призвана снизить накал общественной критики в отношении работы полиции. В последнее время событийный ряд, где негативно отражается роль правоохранительных структур, складывается неудачно. Но кадровые ротации утрачивают потенциал инструмента по разрядке социальной напряженности».
Известный общественный деятель, экс-депутат парламента и президент «Фонда развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталова в своем комментарии интернет-ресурсу «Радио Азаттык» https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-kalmuhanbet-kasymov-new-secretary-security-council-what-think-the-experts/29766180.html полагает, что « Касымова «уводят» из-под огня критики и «сохраняют в обойме. Но уход Касымова вовсе не означает решения проблем МВД».
По мнению директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» политолога Андрея Чеботарёва, изложенного в авторском посте в социальной сети Фейсбук, https://web.facebook.com/profile.php?id=100001059647434 «Переводом Калмуханбета Касымова на пост помощника президента - секретаря Совета безопасности глава государства решил несколько важных для себя вопросов. Во-первых, убрал с одной из ключевых должностей в силовом блоке - главы МВД персону, превзошедшую по уровню своей непопулярности и негативного восприятия в обществе многих других высокопоставленных чиновников. Во-вторых, фактически дал понять, что транзит власти через уход с поста президента страны на позицию пожизненного председателя Совбеза в обозримом будущем ожидать не следует. Хотя для занятия этой должности в посттранзитный период годится только кто-то из политических «тяжеловесов» типа Карима Масимова, Адильбека Джаксыбекова или Марата Тажина, на кого Елбасы всегда сможет опереться и контролировать с его помощью все и вся в существующей системе. Приход же Касымова означает, что Совбез, несмотря на смену своего статуса, пока продолжает работать в прежнем режиме. И, в-третьих, вернул на прежнее место работы – в Службу внешней разведки «Сырбар» Габита Байжанова, который, видимо, востребован больше именно здесь, нежели в Совбезе. Причем его пребывание в Совбезе стало беспрецедентным, поскольку длилось менее 5 месяцев».
Продолжая обсуждение темы, ИАП «Резонанс.кз» обратился с вопросами к экспертам:
- С чем, на ваш взгляд, связано перемещение экс-министра МВД Калмуханбета Касымова с должности министра МВД на пост секретаря Совбеза? Может ли ожидать общество начала структурных перемен в системе МВД с приходом нового министра?
Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»
Это назначение нерядовое для нынешнего Безвременья, оно олицетворяет (или предворяет) новые веяния в политической жизни страны. Прежде всего из-за того богатства смыслов, которое оно с собой несёт. Первое, это событие (вместе с известным запросом в Конституционный Совет) уже не оставляет сомнений в реальном старте того самого процесса, про который министр Абаев предлагал «закрыть тему». Второе, приход именно этой фигуры на ключевую для Транзита должность секретаря Совбеза – это ясный сигнал и элитам, и обществу. Первым даётся установка «намотать на ус», какого рода характер/методы будут у нового органа, обладающего контрольными суперполномочиями над всеми силовыми структурами. Общественности тоже передается месседж, что его мнение, или мнение в соцсетях, мало кого интересует в столь важный для «смены власти/собственности» период. Третье, всё это указывает и на скорые выборные кампании, и на то, что Елбасы уже определился с кандидатурой своего «сменщика». И допускаю, что фигура этого «стажёра» будет достаточно неожиданной для большинства интересантов. Четвёртое, вполне вероятно, что экс-министр, в силу своей одиозности для общества и элит, и оттого полностью зависимый от «руки дающей», изначально рассматривался для данного поста в искомый «час Х». Который, по всей видимости, уже настал. Все изменения как таковые в Кабмине будут в поствыборное время.
Султанбек Султангалиев, политический аналитик
Во-первых, уход Калмуханбета Касымова с поста министра внутренних дел был , безусловно, предрешен перманентной серией скандалов в системе МВД, имевших широкий общественный резонанс и связанных с коррупцией, превышением сотрудниками служебных полномочий, а также совершением криминальных преступлений. Последними каплями переполнившими чашу общественного негодования стали завуалированный отказ от участия представителей неправительственных организаций и экспертного сообщества в реформировании МВД и карагандинские события (трагедия в «Древнем Риме» и циничный тост майора-преподавателя в карагандинской Академии МВД ) Нельзя сказать, что Касымов не предпринимал мер, направленных на исправлении ситуации, однако запущенность проблемы и рекордно долгое нахождение в должности министра сделали именно его ключевой мишенью для нападок.
Во-вторых, кадровая перестановка в МВД является, на мой взгляд, первой акцией в ходе подготовки к выборам- отставка крайне непопулярного министра должна, по мысли политтехнологов, восстановить реноме исполнительной власти в глазах электората. В этой связи хотел бы заметить, что нас наверняка ждут еще персональные изменения в составе правительства.
В-третьих, перемещение Калмуханбета Нурмуханбетовича на должность секретаря Совбеза формально является повышением и подчеркивает неизменную поддержку и личное доверие к генералу со стороны главы государства. Хотя, на мой взгляд, экс-министр все же не является тем лицом, который потянул бы на себя работу и значение Совбеза в ближайшем будущем, в период, когда полномочия данного органа станут наливаться реальной силой. Таким образом, данная должность для Касымова является временной и следовательно ничего не меняет в балансе сложившихся групп влияния.
