Суббота, 16 февраля 2019 15:03

Достучаться до верхов. Почему нам нужны общественные советы Избранное

Автор
Достучаться до верхов. Почему нам нужны общественные советы

Смогли ли общественные советы, созданные в Казахстане в 2016 году, стать мостом между властью и обществом, или этот институт может считаться гласом народа лишь формально?

Об этом шла речь в Астане на Втором республиканском Мажилисе Общественных советов. Мероприятие, организованное министерством общественного развития (МОР) и Гражданским Альянсом Казахстана, собрало более 300 делегатов из всех регионов страны.

Общественные советы были созданы в республике в 2016 году в рамках реализации Плана нации «100 шагов». Согласно одноименному закону, принятому в 2015 году, они представляют собой консультативно-совещательные, наблюдательные органы, рекомендации которых являются обязательными для рассмотрения государственными органами. По данным рекомендациям принимаются предусмотренные законодательством РК решения и даются мотивированные ответы.

КАЛЕТАЕВ

Сейчас в стране действует 229 общественных советов (16 на республиканском уровне, 213 - региональном) с численностью 3902 человек. 64,5% членов совета – казахстанцы в возрасте 30-59 лет, 29,8% - старше 60 лет, молодежь до 29 лет – 5,55%. Кстати, говоря о возрастном составе членов ОС, диспропорциях в составе общественных советов страны глава Министерства общественного развития Дархан КАЛЕТАЕВ заметил, что «советы сформировались больше как собрания аксакалов».

За время работы общественные советы рассмотрели более 12 тысяч проектов НПА, провели порядка 1070 общественных слушаний, заслушали отчеты 213 акимов различного уровня, 16 руководителей центральных и более 1300 – местных госорганов.

Женщины составляют 27%, представители госорганов – 22%, НПО – 20,6%, бизнес-структур – 9,2%, филиалов партий – 6,5%, профсоюзов – 4,6%.

- Наблюдается дисбаланс в численности советов – на центральном уровне она колеблется от 11 до 30 человек в центральных госорганах, и от 14 до 43 на областном. При этом численность советов формируется вольным способом, на усмотрение госорганов, без привязки к численности населения", - заявил Калетаев. – Например, в Актюбинской и Западно-Казахстанской области наблюдается наибольшая численность советов, при том, что они не являются лидерами по демографии. В результате в разных советах у населения неодинаковые возможности для самовыражения и ретрансляции собственных интересов.

По мнению министра общественного развития, из-за рекомендательного характера решений советов сложно отслеживать исполнение и эффективность их работы.

- Поэтому нужно развивать инструментарий влияния советов на принятие решений, - сказал министр и предложил дать возможность советам инициировать петиции или принимать заявки от частных лиц.

- Мотивация номер один - возможность инициировать петиции, собрав необходимое количество голосов на едином портале общественных советов kazkenes.kz. Петиции, инициированные частными лицами, организациями, обращения и заявления на портале, в социальных сетях, в которых предусмотрено голосование или выражение поддержки населения. При наличии порогового значения не менее одного процента от населения инициатива должна быть рассмотрена соответствующим госорганом, по ней должно быть принято решение.

Также Калетаев предложил поощрять самых активных членов советов и ввести для них рейтинги.

- Финансирование должно выделяться представителем гражданского совета. Выставление персональных рейтингов членам советов. За каждый инициированный вопрос, проведенное заседание, петицию НПО или частным лицам выставлять балл, а по итогам выдавать премии. Это будет отражено в законе о госсоцзаказах, грантах и премиях, - сказала руководитель МОР.

СЕЙСЕМБАЕВ

Известный предприниматель и общественный деятель Маргулан СЕЙСЕМБАЕВ назвал последнее предложение министра нонсенсом.

- Поощрять общественника за то, что он дал столько-то предложений или инициировал столько-то петиций - это полная глупость, ни в коем случае нельзя допускать этого. Также говорится о необходимости увеличения в составе советов представителей НПО. У меня встречное предложение как инициатора многих общественных инициатив - упростите регистрацию НПО. Я два года не мог зарегистрировать общественный природный заповедник! …В состав советов выбирают тех, кто аффилирован с властью и будет представлять ее же интересы. Так пропасть между государством и обществом будет нарастать.

Кроме того, общественник поднял вопрос отсутствия судимости у представителя ОС. По действующему закону кандидат в члены общественного совета не должен иметь судимость, а также не должен быть признанным судом виновным в совершении коррупционного преступления и (или) коррупционного правонарушения.

В проекте поправок к закону «Об общественных советах» предлагается уточняющая редакция, что кандидат не должен иметь судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке. Эта поправка в числе прочих 45 содержится в законопроекте, внесенном в План законопроектных работ правительства на 2019 год.

- Данная норма спорная. Многие общественные деятели, как правило, имеют судимость или административное наказание, и предлагаемая поправка отсекает огромный пласт реально активных, честных и порядочных людей, - заявил Маргулан Сейсембаев.

Авершин

Депутат маслихата г. Алматы, руководитель общественного объединения «Я алматинец» Константин АВЕРШИН отметил, что госорганы пытаются зарегулировать деятельность общественных советов.

- Надо дать больше свободы членам советов, которые должны быть мостом между обществом и государством. Пока же они работают как фильтр грубой очистки: сначала вопрос проходит через совет, потом выносится на маслихат, который доводит его до более «приглаженного» состояния, - прокомментировал Авершин и добавил, что надо меньше тратить бюджетных средств на проведение подобных съездов. - Приехала толпа людей, им оплатили проезд, проживание, а какой КПД всего этого мероприятия - никто не анализирует.

султанбек султангалиев

Политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ в свою очередь отметил, что работать общественным советам мешают два фактора:

- Первое – формирование советов через рабочие группы, которые создают акиматы (либо министерства). На выходе мы получаем группу, лояльную к действующему акиму (министру), это влияет на отбор членов советов, куда наиболее активнее гражданские активисты не имеют шансов войти.

Министерство общественного развития предлагает новый формат деятельности рабочих групп, который кажется более прогрессивным – избирать председателем группы представителей гражданского общества.

Но эта прогрессивка носит формальный характер. Нужно отказаться от рабочих групп, которые были необходимы в самом начале. Сейчас советы могут формироваться путем выборов с участием бывших членов или через другие процедуры, через интернет-голосование, например.

Второй фактор - размытость полномочий и функций общественных советов, которые имеют статус консультативно-совещательного и наблюдательного органа, чьи решения не обязательны к исполнению. Это нивелирует саму идею ОС.

Также эксперт констатировал, что действующие советы не реагируют на резонансные события в стране:

- Вместо того, чтобы первыми оперативно реагировать на острые кризисные ситуации и участвовать в их урегулировании, они оглядываются на акимат и его реакцию.

photo Alshanov

Тем временем общественные советы продолжают работу, которой в регионах и центре – непочатый край. Председатель общественного совета Алматы Рахман АЛШАНОВ рассказал о том, как благодаря этому институту граждане могут достучаться до власть имущих.

- Советы становятся школой общественного самоуправления: люди начинают участвовать в решении текущих и стратегических вопросов. Это требует углубления знаний, для чего в состав советов мы приглашаем экспертов по энергетике, транспорту и другим сферам. Сейчас в составе нашего совета 10 утвержденных экспертов. Это позволяет избежать ошибок и упреков со стороны госорганов в некомпетентности членов ОС, выявлять противоречия в действующем законодательстве, - отметил Рахман Алшанов.

Собеседник рассказал, как во время реконструкции Алматы члены совета контролировали, как высаживались деревья, как осуществлялся полив.

- Мы даже глубину посадки замеряли, чтобы потом не получать высохшие деревья. Это ведь бюджетные деньги. Или другой пример -

монополисты-энергетики в декабре заявили о растущих потерях. О них говорится еще со времен Советского Союза, причем и тогда, и сейчас фигурирует магическая цифра – 70% изношенности сетей.

шардинов

Член Общественного совета Ахметжан Шардинов задал вопрос монополисту: у вас прибыль растет последние три года, вы модернизируете систему, где результат?

- У нас расходы растут, поэтому растет прибыль, – ответил тот. Уникальная формулировка, до которой даже первоклассник не додумался бы.

Спрашиваем дальше: какая налоговая нагрузка у предприятия?

– Не понял вопроса… Человек с высшим образованием руководит отраслевым предприятием, при этом не владеет элементарными экономическими знаниями! – негодует председатель общественного совета Алматы.

Так что пока есть общественные советы, чиновникам придется отвечать на резонные вопросы, порой лишаться сна, а иногда - и должностей.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 420 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - rezonans.kz