Игорь Мельцер, Владислав Карака, Вадим Борейко, Сапа Мекебаев, Марат Асипов, Хельча Исмаилова, Gulnar Tankayeva, Виктор Верк, Сергей Сас, Геннадий Бендицкий, Лариса Увалиева, Игорь Федоренко, Ирина Баженова (Irina Bazhenova), (плизз, не обижайтесь, кого не вспомнил с ходу), молодая поросль в лице Svetlana Gorisvet Michshenko, Aigerim Mekisheva, Георгий Ковалёв и других - всех не перечислить - это всё реально живые (некоторые, увы, уже нет, как например, Карака и Бендицкий) не просто свидетели эпохи, а люди, которые её - эпоху - меняли.
Когда судьба меня занесла в журналистику (а я тихонечко себе преподавал в Караганде философию, логику и прочие нынче ненужные модернизированному сознанию казахстанцев дисциплины), о работе в "Караване" я даже не мог и мечтать. Но внезапно собкор по области Вячеслав Коханов переехал в Алма-Ату работать зам. главреда "Каравана", а меня позвал на своё собкорское место.
Мне выдали факс - это такая огромная и тяжеленная машина была) Я печатал тексты на печатной машинке (представьте себе, в то время не были ни персональных компьютеров, ни интернета!) и отправлял их по факсу в корсеть "Каравана", возглавляемую интеллигентнейшим Сергеем Сасом. Потом был жесточайший отбор на право попасть моим материалам на газетную полосу - сейчас нынешние журналисты, херачащие по плану по 10-20 заметок в день, даже и представить себе это не смогут. Но если из трёх твоих заметок одна попадала в газету - это было круто. Вот и теперь не надо, я думаю, объяснять, почему журналистика стала хуже?
Были ещё конкурсы статей, популярных у читателей - поскольку не было интернета, это определялось по каким-то там голосованиям талонами из газеты или как-то там ещё, по письмам, может - не помню точно.
Их всё время выигрывала Хельча Исмаилова. Я как-то пару раз третьи места, что ли, занимал - это было невероятно! Мельцер ещё премии давал…
Судьба-злодейка в лице ныне покойного Рахата Алиева отмела "Караван" в пользу семьи. И именно с того самого момента начался упадок журналистики и вообще всего в Казахстане.
Почти все перечисленные выше авторы ушли создавать газету "Время". А мне судьба дала возможность переехать в Алма-Ату. На безрыбье и Шишкин - журналист, решили тогда новые руководители "Каравана" в лице Алексей Гостев и Svetlana Gorisvet Michshenko и пригласили меня переехать.
Мне было странно, что я приехал в "Караван" на Чайковского-11, но не вижу тех лиц, на которые я мечтал посмотреть - настоящего Борейко, Мекебаева и т.д.
Карака мне как-то позвонил, позвал во "Время", и для меня это был просто верх развития - эти ребята меня заметили и готовы сделать своим! Но увы, уйти я уже не мог по личным обстоятельствам…
Потом кому-то там в Астане опять показалось, что и во "Времени" ребята заигрались в свободу слова и их вычистили оттуда...
Появился "Ратель" - с серьёзно поредевшим первым легендарным составом "Каравана", но всё равно - это был полноправный преемник. И вот уже с "Рателем " я смог сотрудничать и писать туда. Так реализовался мой гештальт.
Ну и ненадолго.
Я думаю, в общем - пусть не обижаются на меня другие СМИ и люди, имеющие личные обиды на авторов "Рателя" (а это нормально - всем мил не будешь, нам не детей крестить, здесь вопрос реально глобальный и государственный) - похороны "Рателя" - это похороны вообще казахстанской независимой журналистики. Я надеюсь, из текста это понятно.
