ЧТО ТАКОЕ СТИМУЛ? ЭТО ПАЛКА!
Депутат Нуржан АЛЬТАЕВ озадачил таким мировоззрением министра сельского хозяйства Сапархана ОМАРОВА. Выступая на пленарном заседании, парламентарий напомнил, что, как механизм стимулирования роста поголовья скота в ряду иных государственных инициатив, была разработана программа кредитования малых и средних предприятий «Сыбаға».
- Учитывая ее несомненную актуальность и необходимость, программа «Сыбаға» содержит ряд существенных недостатков, которые противоречат поставленным в ее рамках целям, - отметил мажилисмен.
Так, согласно программе, покупаемый крупный рогатый скот обязательно должен импортироваться только из зарубежных стран. То есть приобретаемое поголовье (50-100 голов!) должно соответствовать всем ветеринарным эпизоотическим требованиям, иметь бонитировку через компетентные органы, пройти таможенное, карантинное оформление и пр.
- Это требование неприемлемо, так как неподъемно по финансам и ресурсам для малых и средних хозяйств, - заявил Альтаев.
При этом, в стране есть собственные племенные хозяйства, но им помогать почему-то никто не торопится. Хозяйства не задействованы в закупе скота для программы «Сыбаға», т.е. поставлены в заведомо неравные условия по сравнению с зарубежными репродукторами. Вопрос, в чью пользу и в чьих интересах работают составители программы, остается открытым.
Как сообщил народный избранник, по данным на 2018 год в РК имеется около тысячи племенных хозяйств. Количество репродуктивного крупного рогатого скота мясного направления в них составляет 282,4 тысячи голов. Только через дочерние компании АО «Холдинг «КазАгро» с 2007 по 2017 годы профинансировано создание 103 репродукторов на сумму 46,2 миллиардов тенге, общее поголовье привезенного маточного поголовья составило 70 879 голов.
- Маточное поголовье местных репродукторов и племенных хозяйств имеет ряд преимуществ в сравнении с завозимым из зарубежных стран скотом, - подчеркнул Альтаев.
В списке и меньшие затраты на перевозку и оформление скота, и отсутствие необходимости таможенного и карантинного оформления, а так же и связанных с этим затрат, и отсутствие рисков завоза вместе со скотом эпизоотических болезней.
- В местных репродукторах выращивается племенное поголовье местных пород, таких как «Казахская белоголовая», «Аулиекольская» и зарубежных («Ангус», «Герефорд»), - разъяснил депутат. - Которые максимально адаптированы под местные условия. А по показателям привеса и приплода не уступают зарубежным породам.
НА КОГО РАБОТАЕМ?
По программе «Сыбаға» имеющийся приплод необходимо в обязательном порядке реализовать на откормочную площадку с численностью единовременного содержания не менее 1000 голов (в рамках якорной кооперации).
- В результате фермер не может забить свой собственный скот и не может продать его на рынке по конкурентной цене, - цинично определил условия мажилисмен. - Иногда приходится, чтобы найти такую крупную площадку, везти скот из одного региона в другой.
Результат для отечественного рынка, причем негативный, видно невооруженным глазом. Такие меры изначально ставят участников торговли в неравные рамки и позволяют их крупным представителям, пользуясь своим монопольным положением, занижать стоимость закупа скота.
- И в итоге, заемщиков, которые еще не погасили свои обязательства, фактически заставляют продавать скот по цене ниже рыночной, - возмутился Альтаев. - Это делает абсолютно бессмысленными заявленные цели программы «Сыбаға», то есть развитие малых и средних хозяйств, рост мясного животноводства и т.д. Считаем, что указанное требование категорически неприемлемо.
Так же приобретение зарубежного маточного поголовья мясного направления, согласно «Правилам субсидирования развития племенного животноводства», подлежит субсидированию в размере 225 000 тенге за 1 приобретенную голову. При этом субсидирование приобретения отечественного маточного поголовья не производится вообще. И чьи интересы, пи таком раскладе, получается, лоббирует государство?
- Из-за такого рода дискриминации, - резюмировал народный избранник, - отечественные племенные хозяйства и репродукторы в настоящее время испытывают затруднения при сбыте маточного поголовья. Они вынуждены сбывать продуктивное маточное поголовье на мясо.
То есть, складывается абсурдная ситуация. С одной стороны производители экстренно завозятся из-за рубежа, с другой - отечественные племенные хозяйства вынуждены забивать продуктивное маточное поголовье. Что имеем, как говорится, не храним.
Альтев предложил пересмотреть условия по обязательному закупу племенного скота из зарубежных стран, а также отменить требования по обязательной реализации приплода на откормочную площадку. Кроме того, он считает необходимым рассмотреть возможность субсидирования закупа отечественного маточного поголовья КРС.
- Перечисленные выше недостатки программы «Сыбаға» касаются ее наиболее существенных аспектов, - подытожил парламентарий. - Не устранив эти недостатки, мы обрекаем программу на неизбежный провал.
ПРОВАЛ, ЕЩЕ ПРОВАЛ…
Еще об одном провале в сфере АПК рассказал коллега Альтаева, Роман КИМ.
- В последние годы систему ветеринарии сотрясают бесконечные реформы, - напомнил он. - Которые, к большому сожалению, не смотря на принимаемые государством меры, существенных улучшений не принесли.
Наиболее острым, по словам депутата, сегодня остается вопрос подготовки квалифицированных ветспециалистов, а так же стимулирование их притока в село. Дефицит налицо. На сегодняшний день одна треть сельских населенных пунктов до сих пор не имеет ветврачей, а из имеющихся, многие заняты офисной работой или не соответствуют квалификации.
- Программа «С дипломом в село», не дала должного результата, - сообщил Ким, - В связи с недостаточным предоставлением со стороны местных исполнительных органов мер социальной поддержки в виде подьемного пособия и обеспечения жильем молодых специалистов.
Таким образом, острая нехватка кадров на селе становится привычным явлением и свидетельствует о недееспособности ветеринарной службы. Откуда берется та недееспособность, тоже нетрудно догадаться. За последние три года вузами подготовлен 2 181 ветеринарный специалист. Почти половина из них, поступало не по призванию, а потому что они больше никуда не сумели пробиться.
- То есть по принципу: «лишь бы получить заветную корочку», - сыронизировал Ким. - При этом государственные гранты на столь необходимые специальности зачастую попадают случайным людям, которые после окончания учебных заведений не поедут работать в село.
Итог немного предсказуем. Более 50 процентов выпускников вузов не работают по специальности, а те немногие, желающие «пахать» в сельской местности, в реале сталкиваются с большими трудностями. Жить негде, платят мало, работа непрестижная.
- Выделямые многочисленные государственные гранты, а так же увеличение их обьемов, существенных результатов в ветеринарной отрасли не дают, - не стал скрывать народный избранник. - То есть бюджетные деньги попросту выбрасываются на ветер. Существующая система подготовки по хозяйственным специальностям сегодня неэффективна и не отвечает требованиям времени. Но МОН и вузы МСХ почему-то не замечают этого.
Завершая запрос, депутат попросил увеличить количество государственных образовательных грантов в сельскохозяйственных вузах для сельской молодежи. Повысить размеры доплат к ежемесячной заработной плате ветеринарных специалистов на селе, работающих в сфере профилактики скота и птицы и производства животноводческой продукции. МИО на местах должны обеспечить молодых специалистов всем необходимым. А формировать резерв спецов следует не Министерству образования, сотрудникам МСХ.
ВЕТЕРИНАРЫ НАМ ЧУЖИЕ
Ветеринарная тема в Мажилисе звучит уже не в первый раз. Незадолго до нынешнего пленарного заседания ее поднял депутат от КНПК Жамбыл АХМЕТБЕКОВ. Тогда он подчеркнул, что казахстанские ветеринары оказались вне президентской программы социальных инициатив. Их специальности не включены в перечень, по которым планируется увеличение грантов. Фракция «Народные коммунисты» обратились в Правительство с запросом, в котором попросили исправить это упущение.
- Ветеринарные специальности во все времена относились к сельскохозяйственным специальностям, - подчеркнул, коммунист. – Они являются неотъемлемой частью развития животноводства.
От качественной подготовки кадров зависит многое - и поддержание стабильной эпизоотической ситуации в стране, и безопасность пищевой продукции, и здоровье людей.
- По этой же причине наша страна, располагая огромным потенциалом, до сих пор не может выйти на экспортные рынки со своей животноводческой продукцией, - констатировал депутат.
Эпидемиологическая обстановка в сфере животноводства, у нас, согласно данным статистики, сейчас оставляет желать лучшего, а список инфекций, опасных как для животных, так и для человека, так просто пугает. Здесь можно найти и сибирскую язву, и экзотический нодулярный дерматит. Ситуацию усугубляют многочисленные природные очаги заражения бешенством. И при таком раскладе экономить на ветеринарах, по меньшей мере, странно. Логику чиновников понять невозможно. В отрасли наблюдается острый дефицит специалистов.
- Что касается основной части работающих на производстве, - уточнил Ахметбеков, - то большинство из них имеет устаревший багаж знаний и нуждается в повышении квалификации.
Сложившаяся ситуация как серпом бьет по развитию животноводства, угрожает пищевой безопасности и здоровью граждан и становится непреодолимым барьером для выхода казахстанской сельскохозяйственной продукции на экспортные рынки. Единственная возможность хоть как-то исправить положение, это принять кардинальные меры, направленные на развитие системы ветеринарии. Прежде всего, за счет обеспечения ее высококвалифицированными кадрами.
- Мы считаем, что поручение Главы Государства об увеличении количества грантов и повышении их стоимости до уровня национальных университетов направлено именно на решение этой проблемы, - подчеркнул коммунист в финале своего выступления. - К сожалению, этого видимо не до конца осознают министерские чиновники.
Практика подтвердила – не осознают. Судя по ответу Правительства
- «...Ветеринарные и сельскохозяйственные специальности относятся к двум разным группам специальностей, - говорится в ответном письме. - «Ветеринария» и «Сельскохозяйственные науки» соответственно. В этой связи ветеринарные специальности не входят в группу сельскохозяйственных специальностей….»
Увеличение стоимости гранта по ветеринарным специальностям до уровня национальных высших учебных заведений потребует дополнительных средств из республиканского бюджета. На это Правительство пойти не может, традиционно экономя на копейках, чтобы потом влететь на золотые.
- Ветеринария всегда была одной из самых основных и ключевых направлений сельского хозяйства и важнейшей для развития животноводства, - недоумевали по этому поводу коммунисты. - Аргументы Министерства образования и науки о том, что ветеринария не относится к сельскохозяйственным специальностям, абсурдны.
И абсурд крепчает. По данным КНПК, в настоящее время дефицит ветеринарных специалистов по республике составляет около 7 тысяч единиц.
- Отсюда исходят и все наши беды в виде частых вспышек особо опасных заразных болезней животных и заражения ими людей, - заявил Ахметбеков. – А так же не снижающегося количества неблагополучных пунктов. Именно по этой причине наша страна не может серьезным образом выйти на экспортные рынки со своей животноводческой продукцией
Депутаты фракции «Народные коммунисты» уже давно предлагают включить ветеринарные специальности в перечень списка для повышения стоимости образовательных грантов до уровня национальных университетов. И как показывает минувшее заседание – не они одни. А вот услышат ли чиновники народных избранников, до сих пор остается вопросом.
