Действительно, скоропостижно уйдя в отставку, наше правительство так и не отчиталось по полной программе, оставив нам в наследие десятки томов научной фантастики. Давайте пройдемся с карандашом в руке по тексту этого поистине масштабного творчества.
Еще не полностью выветрился из памяти стратегический план развития страны – «Казахстан-2030». Было такое дело. Однако этого показалось маловато. Требовался взгляд в будущее помасштабнее, позабористее, погорячее. Чтобы кураж был и ничего никому за это потом не было. Творческие планы взметнулись в «Казахстан-2050». Масштабно, безгранично, а главное – не поддается контролю ни сегодня, ни завтра-послезавтра.
Обычный гражданин живет сегодняшним днем. В последнее время любой казахстанец не рискует предсказать, что будет с ним завтра или послезавтра. Очевидно лишь одно – лучше не становится. Самолет в Костанае в яму угодил, не в воздухе, а прямиком на стоянке аэропорта. Два грузовика провалились на дороге в Осакаровском районе. Который год в Караганде не могут дороги сделать так, чтобы они не трескались и не покрывались ямами. Старейший хлебозавод в Темиртау остановился.
И чем хуже дела, тем больше стратегических планов.
Одобренный правительством два года тому назад проект «Стратегического плана развития Казахстана до 2025 года» который предполагает просто сказочный рост экономики на 4,5 – 5 процента в год. Адекватные казахстанские политологи и экономисты даже не поверили в научные фантазии составителей: это же надо – ВВП Казахстана должен достичь к 2050 году 900 миллиардов долларов! Это означает, что ВВП должен ежегодно расти на шесть процентов.
Однако, что же предлагает нам день сегодняшний? Каковы творческие успехи, кроме Триумфальной арки? Рисуя картины светлого будущего, правительство нынче не смогло развить десять крупнейших прорывных проектов, на торжественном открытии которых присутствовал Елбасы.
В 1996 году казахстанское предприятие «Достык-Интеравто» и южно-корейская компания LG-International пришли к соглашению о ежегодном выпуске 40 тысяч автомобилей «Тулпар». Первая машина в апреле 1997 года была подарена президенту Казахстана. Блеск, лоск, триумф! В 1998 году завод приказал долго жить. Другая печальная история. В 2004 году Лидер нации на церемонии комплекса по переработке хлопка «Ютекс» в Южно-Казахстанской области заявил: «Такой фабрики в истории Казахстана не было». Полный технологический цикл переработки хлопка-сырца: от выращивания хлопка до получения пряжи и ниток. Шесть тысяч тонн пряжи ежегодно! Завод не работает с 2011 года. А торжественно открытый осенью 2016 года завод «Биохим» в Северо-Казахстанской области в 2012 году признан банкротом. Но ведь какие перспективы маячили: биоэтанол, клейковина, кормовые дрожжи. 70 процентов продукции мечталось продавать за рубеж.
История с выпуском самолета «Фермер» в Карагандинской - тот еще анекдот. Пролетели, как фанера над Парижем. И не то, что новое построить, супер-прорывное, но даже старое удержать наша экономика отчего-то не может. В прошлом году в Казахстане ликвидированы 20,8 тысяч компаний. В их числе – тысяча с лишним сельхозпредприятий. Темп разрушения вырос в 2.3 процента по сравнению с 2017 годом.
В стольном городе Нур-Султане депутаты городского маслихата потребовали на ремонт Триумфальной арки 600 миллионов тенге. Трещины пошли на сакральном сооружении. Символ успеха попросту разваливается, потому что строили его сикось-накось, халтурно. Одно только можно сказать по этому поводу: какой Триумф, такая и арка.
…Понимаете ли, чиновников нам тоже жалко. В непростое время служивым приходится жить. Будет им приказано исполнить… песню или танец - исполнят. Вернее, вначале составят «проект стратегии исполнения до 20… года». А дальше – хоть трава не расти. Отчитываться за реальный результат у нас как-то не принято.
Главное, чтобы костюмчик сидел. Ведь та же «Стратегия 2025: драйверы роста» - это вам не халам-балам, а целая стройная система мировоззрения. Основательно и подробно, как у Людвига Фейербах с его «Основы философии будущего». С той лишь разницей, что немецкий философ не привлекал иностранных спецов для написания своих трудов. А нашим «болашакерам» пришлось привлечь к футуристическому творчеству зарубежную консалтинговую фирму BCG.
В масштабном плане будущего жития все есть - и 7 системных реформ, и 7 приоритетных направлений. И «драйверы роста», и «рост доли несырьевого экспорта», и «повышение качества жизни населения», и «снижение энергоемкости экономики» и прочее, прочее…
…Другой вопрос, кто будет все это исполнять, если сегодня даже Триумфальная арка отваливается и хлебозавод останавливается? В Казахстане стремительно хиреет так называемый «человеческий капитал». В 2018 году страну покинули 4.8 тысячи специалистов-технарей, 2,7 тысячи экономистов, 1,7 тысячи педагогов. Исследования германского Фонда имени Фридриха Эберта утверждают, что 54,7 процента молодых казахстанцев намерены покинуть страну. Мы же понимаем, что в искусственном интеллекте важны не «железо», а «софт», программное обеспечение. А мощь и сила молодого творческого разума, который не посечен осколками коррупции и прочей социальной заразой, способны творить экономические чудеса, как в Китае. Как нарастить ценный «человеческий капитал», когда высшее образование в стране стало платным и превратилось в поточное производство дипломов за коррупционные деньги? Как достичь пятипроцентного роста ВВП, когда каждый год нажатием одной кнопки в декабре перед телекамерами торжественно «открываются» около двух десятков прорывных предприятий, а затем они тихо помирают в одиночестве, не дожив даже до 2025 года?
Не беда! Если «Стратегия 2025: драйверы роста» загнется, придумаем что-нибудь новенькое, погорячее да позабористее. Главное – кураж не терять, как бы худо всем не было!
