1.Если абстрагироваться от эмоций, насколько косвенно виновата
министр М.Абылкасымова и в её лице собственно Министерство
социальной защиты в случившейся трагедии?
2.Снизит ли накал негатива в адрес самой власти отставка
Абылкасымовой с должности министра? И пойдет ли Акорда на
подобный шаг? Насколько вероятна отставка министра?
3.Послужит ли уроком для правительства трагедия в Астане? Или же
проблема неэффективности исполнительной власти кроется не в
персоналиях министров, а в чем-то другом? В чем?
Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента:
- Нынешний министр Министерства труда и социальной защиты завоевала негативное отношение предвзятым отношением к многодетным семьям, ложными заключениями о доходах многодетной мамы при получении адресной помощи. И заявлениями о невероятной сумме помощи в нашей стране по сравнению с другими государствами, забывая, что Президент говорил о вхождении в 30 развитых странах мира, но с начала списка, а не с конца. Циничный ответ вице-министра ведомства о необходимости работать родителям многодетной семьи по своему выбору поставил точку в недоверии к министерству и его кадрам.
2.Отставка снизила бы градус возмущения. В Министерстве труда и социальной защиты должны работать люди с душой.
- Проблема и в конкретных нерешительных персонах тоже. И в вертикальном подчинении. В том, что результат их деятельности измеряется не улучшением качества жизни народа, а лояльностью к этой вертикали.
Андрей Чеботарёв, политолог, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива":
1.Тут особой вины данного министерства и его действующего руководителя, в принципе, нет. Конечно, то, что произошло с заявлением ее заместителя, взбудоражившего общественность, то не нужно было это говорить, лучше бы без такого комментария. Всё дело в системе и в системе государственной власти в целом, а также в той социальной политике, которое государство проводит. В Конституции наше государство называют социальным, но реально оно им не является и проводит ту линию, которая удобна для властвующей элиты и аффилированного с нею бизнеса, ну и чтобы хоть как-то сдерживать народное недовольство. Если сравнить Казахстан с другими странами, не везде есть материнский капитал как в России, детские пособия как в Европе, но никто не мешает той же самой г-же Абылкасымовой инициировать этот вопрос перед правительством, а не просто быть безынициативным исполнителем и допускать какие-либо некомпетентности в своей деятельности. А так, конечно, разные ведомства, так или иначе, допустили какие-то упущения, и то ведомство, которое занимается жилищными вопросами, и пожарные, здесь даже может быть в большей мере ответственен акимат Астаны и его структура, чем министерство.
- В принципе Акорда может пойти на этот шаг, хотя речь идёт о том, что нужно всё правительство отправлять в отставку, особенно после последнего разбора полётов президентом. Здесь даже если поменять министра, не меняя системы основы действия этого министерства, то для того, чтобы в лучшем случае успокоить часть общественности, которая возмущена и посылает негатив в адрес всей власти. Это только единичный шаг. Без серьезных улучшений в работе министерства труда и соцзащиты, и в сфере социальной политики, отставка ничего не даст. Аналог с министром труда Сериком Абденовым, министром «патамушта», его сместили, но серьезных перемен не произошло. Если ее снимут с занимаемой должности, то только как чиновника, проявившего негибкость или недостаточную компетентность.
- У нас правительство и нижестоящие органы, они все как работали в пожарном режиме, так и работают: что-то происходит критическое в стране, только тогда начинают как-то реагировать, создавать, принимать какие-то меры, заявлять, что будет что-то делаться. Думаю, что пока правительство не изменит свою систему и не изменит отношение к обществу, то ничего не произойдет в социальной политике. Есть довольно грамотные министры в правительстве, компетентные, инициативные, но либо они не хотят «прыгать выше крыши» или их всё устраивает по большому счёту. Они не думают, что будет дальше, им, скорее всего представляется, что сейчас такое время, когда нужно думать о себе.
Толганай Умбеталиева, политолог:
- Считаю, что это комплексная проблема, соответственно, в проблеме виноваты практически всё правительство, так как именно оно в целом отвечает за качество жизни граждан страны. Конечно, большая часть ответственности лежит на министерстве труда и социальной защиты, так как многодетные матери, в частности, и социальная защита, вопросы трудовой деятельности, в целом, это сфера деятельности ведомства, возглавляемого Мадиной Абылкасымовой.
- Допустим, сняли министра: но изменит ли это ситуацию? Уверена, что нет. Сегодня президент делает большую ставку на молодые кадры, получившие образование за рубежом, так сказать, пришло их время отдавать долги перед государством за свое зарубежное образование. Кроме того, как руководитель, много лет уже управляющий страной, президент понимает, что реформы не дают плодов очень быстро, и первые шаги по реформированию любой системы всегда дают кризис или недовольство в той или иной степени. Возможно, и желающих занять этот пост не так много, не думаю, что кто-то захочет по собственному желанию возглавить очень сложную и проблемную сферу. Думаю, что президент даст ей шанс решить проблему, прежде чем принять окончательное решение о ее отставке.
Для неё сейчас важно понять, что делать в краткосрочный период, это с одной стороны, и предложить решение в долгосрочной перспективе, с другой стороны. Иначе, проблема возникнет вновь. Например, если труба старая, то её можно постоянно латать, но её все равно будет постоянно прорывать. Поэтому от действий министра зависит решение о ее дальнейшей министерской судьбе.
- У меня есть сомнения, что это станет уроком, возможно, какое-то время еще будут помнить и учитывать, но очень скоро политическая элита об этом забудет. Все министры являются членами команды президента, которые эту систему строят, т.е. с одной стороны, есть преемственность от одного министра к другому, они все работают в одной системе правил, и эти правила их устраивают, если они не только не соглашаются, а сами порой хотят занимать те или иные должности. Лично я против сильной персонализации ответственности, ведь очень легко найти "слабое" звено, на которое можно перенести всю ответственность. На мой взгляд, нужно смотреть комплексно. Социальная сфера сильно связана с экономической и политической сферами. А у нас все эти сферы как в басне Крылова "лебедь, щука и рак", в разные стороны смотрят и двигаются. Каждый руководитель по мере своего понимания руководит той или иной отраслью, причем самое важное - их задача не решить проблемы, а выделиться перед президентом и получить доступ к финансовым ресурсам. Программы мало взаимосвязаны друг с другом. Все правительства, которые у нас были, не работали как одна команда. Каждое правительство в нашей стране работало по принципу - кто как может. Если Вы посмотрите на совещания, каждый министр встает и рассказывает о том, что он сделал, затем либо его хвалят, либо ругают и на этом обсуждение заканчивается. Министры кивают головой или сидят с опущенными головами. Непонятно всегда одно - а зачем он это делал, какую проблему хотел решить. Ведь зачастую программы построены на идеях, а не на решении конкретной проблемы. Нет обсуждения одной проблемы всеми членами правительства, дискуссии, как можно поставленную задачу вместе решить, а не только министр, который отвечает за эту отрасль. По крайней мере, так выглядит, когда смотришь эти совещания. Согласования между министерствами носит бюрократический и/или неформальный характер, а не содержательный. Более того, один министр копирует опыт Малайзии, другой - Сингапура, третий - Китая и т.д., и в итоге, получается то, что сейчас происходит. Огромное количество нерешенных проблем и это при огромном количестве государственных программ с многомиллионными бюджетами. Есть ли общее планирование в правительстве? Думаю, что нет. Скорее всего, каждое министерство разрабатывает свои программы и планы на год, потом по отдельности согласовывают с президентом и начинают работать. Поэтому правая рука не знает, что делает левая рука. При такой системе организации правительства, конечно, министры будут нести персональную ответственность.
