Понедельник, 15 апреля 2019 11:18

Скандал перед выборами Избранное

Автор

Зачем новый закон, призванный укрепить авторитет учителя, превращать в эшафот для школьников и их родителей?!

«МОН РК мечтает штрафовать учеников и родителей, а Минздрав - пациентов и больных? А у нас еще остались сферы, где не штрафуют?», - задаются вопросами казахстанцы после того, как эти ведомства выступили с рядом карательных законодательных инициатив. Родителей школьников предлагается привлекать к административной ответственности за пропуск детьми занятий без уважительной причины и за плохую учебу, пациентов – за то, что своевременно не встают на учет, не проходят профосмотры, отказываются от вакцинации и т.д.

Борьба с родителями

тайкенова

Советник министра образования и науки РК Майраш Тайкенова, объясняя порталу Tengrinews.kz., для чего нужно штрафовать родителей, заявила: "Сплошь и рядом равнодушное отношение к успеваемости своего ребенка. Мы надеемся, что этот закон («О статусе педагога». - Ред.) закрепит отношение к образованию ребенка. Потому что завтра, когда ребенок станет неконкурентоспособным, выйдет на рынок, опять виновато будет государство, школа. Чтобы ребенок освоил объем, нужно ему создать условия. Даже то, что у него есть письменный стол, отдельная комната, - это тоже способствует успеваемости".

Советница, ссылаясь на то, что когда-то сама работала в школе, с уверенностью заявляет, что со стороны родителей наблюдаются перегибы: «Дети недополучают внимания в семье, потому что родители вечно работают, заняты, им некогда, они сами заморочены. И когда подойдешь к ребенку, обнимешь его, погладишь по спине, по плечу, он становится счастливым. Родная учительница, которую он видит световой день, подошла и поощрила его. Так дошло до того, что родители говорят: "Не прикасайтесь к моему ребенку!" Это уже абсурд… Чтобы этого мракобесия не было, нужно ввести правила".

По мнению казахстанцев, предлагаемые нововведения – это не иначе, как попытка госчиновников переложить ответственность за провалы в своей работе на плечи граждан.

210217427572d0a2c5079e24fcc

"Штрафовать граждан за плохую работу школ? За некачественные учебники? За провалы с английским языком? За запутанную систему оценок? – недоумевает общественный деятель Мурат Абенов. - Минобразования, видимо, перед предстоящими выборами хочет устроить общественный резонанс. Не думал, что новый глава МОН Шамшидинова будет инициировать такую глупость ... Если это остатки команды прежнего министра, то гнать их надо»

 

 

 

 

 

Богатырева

«По мне - так это нарушение прав, -написала на своей страничке в Фейсбуке алматинка Светлана Богатырева. - Я, конечно, понимаю, что семьи разные бывают, но в целом, как маме, мне хотелось бы иметь как минимум свободу выбора - какие предметы упорно учить, а какие не очень... И еще что -то там говорят про тактильный контакт с учениками. Мол, учитель сейчас не имеет права тактильно поощрить, и надо это поменять.

Ну ладно, Мариванна по спинке погладит. А когда как физрук начнет девчонок особо рьяно на физ-ре на канат подсаживать? Во всем мире с этим строго, а у нас будет "гуманизация"?

В МОН сказали, что вроде эти нормы вводятся по просьбам самих учителей... А родителей спросили? Калибровку с другими нормативно-правовыми актами сделали?».

Наследие Ерлана Сагадиева

Лаззат Кусаинова на сайт 1 1

- Перевернутое мышление, - заявила кандидат наук, юрист-правовед Лаззат Кусаинова, отвечая на вопрос, с чего это вдруг решили наказывать народ штрафами те, кого он за счет своих налогов нанимает на работу для оказания образовательных и медицинских услуг. – У народа есть право на образование и на получение услуг здравоохранения, а у госорганов, врачей и учителей, - обязанность добросовестно, профессионально и качественно оказывать услуги. И если какие-то школы не справляются со своей миссией, это не должно быть проблемой детей и их родителей.

Напомню, предусмотренное Кодексом об административных правонарушениях наказание в отношений родителей применяется в том случае, если речь идет о каком-то злостном нарушений. В одном из своих интервью я приводила такой пример: подростков из села Абай Туркестанской области, изнасиловавших в прошлом году первоклассника, так и не смогли привлечь к ответственности из-за того, что срок ответственности не подошел – им нет еще 14 лет. Максимальное наказание, которое мог назначить им суд, - применить в отношении их родителей статью 127 КоАП («Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет штраф в размере 7 месячных расчетных показателей).

Часть первая этой статьи гласит, что «действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф в размере 20 месячных расчетных показателей, либо административный арест до 15 суток».

Но это вовсе не означает, что нужно штрафовать, а потом еще и подвергать аресту тех добропорядочных родителей, чьи дети, допустим, пропустили целую неделю без уважительной причины. Это глупость – наказывать граждан за то, что гарантировано им Основным законом.

То, что вышеназванные статьи из административного кодекса предлагается ввести в закон «О статусе педагога», который сейчас находится на стадии обсуждения, ведет нас не просто к полицейскому государству, а к противостоянию между гражданским обществом и властью.

В теории права наказание следует за противоправные деяния, невыполнение законодательно установленных обязательств, подрывающих правопорядок, либо наносящих ущерб интересам общества. А получение среднего образования, также, как и медицинской помощи, – это конституционное право, но никак не обязательство граждан.

В конце концов, уважение и авторитет нельзя заслужить насилием и страхом наказания. Школа получает государственный заказ, сопровождаемый подушевым финансированием, на обучение каждого ребенка. А теперь, выходит, беря на себя обязательство перед гражданами и государством на выполнение общественного заказа, она намеревается наказывать самих же граждан. Это как если бы сделав заказ в ресторане, клиент не стал бы есть, а официант за это "оштрафовал" бы клиента.

Наша школа сегодня зашла так далеко в плане вмешательства в личную жизнь семьи, что порой учителя пытаются вместо родителей определить судьбу их ребенка. К примеру, на днях учительница моей дочери-школьницы сказала, что школа планирует провести консилиум, на котором будут решать, кого из детей после 9 класса будут «отсеивать». Пришлось дать некоторые юридические разъяснения. Планировать будущее несовершеннолетнего ребенка – это право родителей, а получение образования – это конституционное право граждан, но никак не обязательство учителя или школы. Последние должны отвечать за качественное образование, не допускать преследовании в отношении учеников, не устраивать буллинги, не заниматься незаконным сбором денег и прочими противоправными действиями. Штрафы и административный арест родителей за пропуски занятий и плохую успеваемость их детей из этой же оперы: получается, что школа пытается свои проколы возложить на родителей. Кроме того, МОН не вправе инициировать законы, противоречащие Конституции и содержащие риски для жизни и здоровья детей. Не следует забывать, что Казахстан является лидером детского суицида, и я уверяю, что предлагаемые новеллы только усугубят данную ситуацию.

Это очень плохая идея - уже в школьном возрасте делать из детей потенциально криминогенных личностей. Если вспомнить Макаренко, то величие учения выдающегося педагога заключалось в том, что он из беспризорников и малолетних преступников формировал личности. А наше министерство образования в лице горе-советников предлагает обратный алгоритм, противоречащий созидательному процессу.

- Откуда “растут ноги» у таких новации?

- Насколько мне известно, в МОНе все еще продолжают трудиться прокурорские работники, пришедшие при предыдущем министре Ерлане Сагадиеве. А прокуратура, не будем забывать, – это орган обвинения, цель которой – всех построить и наказать, то есть ни о каком гуманном отношении к человеку речи не идет. Директор одного из департаментов там прокурор, председатель комитета – тоже. А советник министра Майраш Тайкенова, активно радеющая за нововведения, о которых идет речь, вообще не имеет отношения к образованию. То, что она пришла в МОН вместе с Ерланом Сагадиевым из компании «Фудмастер» советником министра по PR («есть в МОН с недавних пор и такая должность» с иронией заметила газета «Время» еще в апреле 2016 года), не дает ей права давать за первого руководителя ведомства какие-то заключения и комментарии , несущие вредоносные последствия для сферы образования и науки.

- Но сейчас, кажется, наметилась тенденция к оздоровлению сферы образования. Новый министр Шамшидидинова заявила ведь на днях, что, к примеру, трехъязычие будет приостановлено.

- Чтобы приостановить действие уже принятого нормативного акта, глава ведомства должна инициировать соответствующие поправки в закон «Об образовании», либо поменять госстандарт образования. А сейчас, сколько бы министр ни говорила, что нужно приостановить трехъязычие, до принятия нормативного документа оно будет продолжать действовать. Для примера можно вспомнить такой случай. Прежний министр Сагадиев подписал приказ о приеме детей в школу с пяти лет, а потом в кулуарах Парламента заявил, что он такой документ не издавал. В ответ на это журналисты выложили новые правила приема учащихся в казахстанские школы, где в числе прочего был пункт о зачислении в первый класс детей младше шести лет. Получается, министр подписывал данный приказ с закрытыми глазами?

Два разных приказа об одном и том же

О том, что в Министерстве образования и науки творится хаос, свидетельствует и такой случай. Осенью 2016 года в Казахстане сложилась парадоксальная ситуация с учебниками для 7 классов. А все потому, что Министерство образования и науки умудрилось выпустить за три неполных месяца 2 взаимоисключающих приказа. И оба они имели законную силу. В итоге дети в одних школах учились по одним книжкам, в других – по другим, в третьих их вообще не было.

Вот какой комментарий дала тогда вице-президент ТОО «Корпорация «Атамура» Гульбаршин Жарылгасимова:

- В соответствии с приказом МОН РК от 28 января 2016 года приобретение учебников и УМК (учебно-методических комплексов) по наименованиям, входящим в утвержденный министерством перечень, осуществляется один раз в 4 года полным тиражом, с последующим дополнительным приобретением необходимого количества. Учебники 7 класса последний раз переиздавались в 2012 году по программе 2010 года, но в настоящее время учебный процесс ведется в школах республики по программам 2013 года.

Их очередное переиздание должно было состояться в 2016 году. Приказ МОН РК от 8 января 2016 года, утверждающий перечень, в который были включены учебники и УМК для 7 класса, в установленном порядке прошел регистрацию в Министерстве юстиции. После того, как он вступил в законную силу, учебники и УМК были отпечатаны республиканскими издательствами. Однако позднее, к концу 1 квартала, а именно письмом от 30 марта 2016 года МОН РК отменило их приобретение департаментами образования полным тиражом, ссылаясь на то, что в 2017 году учебники 7 класса будут изданы по программам обновленного содержания. В результате бюджетные средства были потрачены на приобретение учебных изданий для 1 класса по обновленному содержанию образования и учебников для 8 класса по программе 2013 года. И только учебники и УМК 7 класса по программе 2013 года организациями образования, повторяю, не были приобретены в полном объеме. Причину я уже назвала: МОН РК посчитало, что учебники 7 класса в следующем году будут изданы по программе обновленного содержания.

P.S. «Разрешаем немножечко побить»

IMG 0680

Ну и в заключение о зарубежном опыте. Дети – везде дети. Они опаздывают и плохо учатся и в экономически благополучных странах, на чей опыт так любят ссылаться отечественные реформаторы. О том, как реагируют на прогульщиков и двоечников в Канаде, рассказывает уехавшая туда много лет назад казахстанка Гюльнара Нурпеисова.

- Объясню ситуацию со школами в этой стране. Это Elementary School, то есть начальная школа. У нее все свое - отдельное здание, администрация и учителя. Затем идет Junior School – средняя школа. После ее окончания дети могут дальше не учиться, либо - приостановить на время учебу. Но, как правило, все идут в High School, старшую школу.

Если ребенок не пришел на занятия и от родителей не было ни звонка, ни письма, то специальный сотрудник, к которому стекаются все данные от учителей, обязательно поставит в известность об этом родителей. Это делается не для того, чтобы отчитать их, а ради безопасности детей. В Канаде были случаи похищения детей по пути в школу.

Поскольку в нашей семье не было проблем с посещением школы, а сейчас дочь уже и закончила ее, поэтому я могу рассказать о своих знакомых, которые сталкивались с этим. Моя коллега Винни, любительница играть в казино и допоздна сидеть за компьютером, часто просыпала на работу. Соответственно, и ребенка не будила вовремя. Девочка опоздала в школу один раз, второй, третий… После четвертого раза учительница написала доклад директору. Тот, вызвав Вини в школу, сказал, что ее дочь слишком еще мала, чтобы самой просыпаться по утрам и контролировать свое расписание. «Значит, - заключил директор, - виноваты родители. Если вы не можете организовать ребенку нормальный сон, мы заберем его у вас». И этого было достаточно. Винни была страшно перепугана, а потому исправилась моментально.

За плохую учебу в Канаде (если это не колледж и университет, где могут отчислить) никто никого не наказывает. Здесь так: тебе дают знания. Берешь их – о кей, не берешь – твои проблемы. Такого, как у нас – не выучил, значит, дурак и тупица - нет. Просто если школьник не сдал курс, то на следующий опять будет проходить его.

Отстал, допустим, по истории, - следовательно, пойдет учить ее с теми, кто младше его, до тех пор, пока не дотянет до проходного балла. А по математике, допустим, прекрасные оценки, значит, по этому предмету будет ходить, как положено, в 12 класс.

Теперь что касается плохого поведения. Сын коллеги Олега (моего мужа), подросток лет 11-12, принес однажды в школу марихуану. Когда его в туалете застукали с нею, родителей, естественно, тут же вызвали в школу. В этой стране очень строго с физическим наказанием детей, самое большее - можно шлепнуть по попке. Отец парня позвонил в специальную службу при правительстве, отслеживающую, как родители обращаются со своими детьми. Сказал, что его сын попал в переделку, но он не знает, как заставить его не делать этого в следующий раз. «Пытаюсь беседовать, но слова он не воспринимает, а бить вы не разрешаете. Что мне делать?» На том конце провода подумали-подумали и сказали: «Ну хорошо, мы вам разрешаем показать свой гнев и немножко побить сына, если вы считаете, что это подействует».

Другой случай. 15-летнему сыну знакомого фермера надоело учиться, и он пошел на хитрость. Позвонив в школу, представился собственным «отцом» и, придумав причину (сказал, кажется, что они всей семьей уезжают в отпуск), попросил, чтобы школьный автобус какое-то время не заезжал за его «сыном». С этого дня, собрав тетрадки, оболтус с утра линял из дому и развлекался, как мог. На ферме забот и хлопот много. Встающие в четыре утра родители ни о чем не подозревали. Сыну, считая, что он уже взрослый, они полностью доверяли. А парень вошел в раж - пропустил много, но однажды из школы позвонили родителям. Отец, узнав, что сынок забросил учебу, жутко разозлился. Он забрал документы из школы и заявил: «О кей. Если не хочешь учиться, то и кормить зря не буду». И загрузил сына под завязку работой на ферме. И что вы думаете? В следующем учебном году парень сам побежал записываться в школу.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 706 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика