Вот я знакомлюсь с сообщениями казахстанских информагентств, которые пишут о ценах, ползущих к нашим тощим карманам. Читаем: в 2018 году повышение цен было отмечено на белокочанную капусту – на 31 процент. Цены на сахар взметнулись на 20,9 процента, сычужный сыр – на 11,9 процента, мясо птицы – на 10,4 процента, консервированное молоко – на 10,3 процента, сливочное масло – 10.1 процента, на конину – на 9,6 процента. И так далее.
Дизельное топливо, основа отечественной логистики, подскочило в цене на 29, 6 процента!
А инфляция в стране составила всего 5,3 процента!
Любой адекватный гражданин, пройдясь вдоль прилавков супермаркета, не устает зло восхищаться неуклонному повышению цен на продукты. Как говорят у нас в деревне, деньги – это зло. Выйдешь на рынок – зла и не хватает.
Вероятно, у спецов от статистики есть некая научная методика, согласно которой вакханалия цен превращается, согласно отчетам, в кроткого ручного котенка. Ну очень маленького, белого и пушистого. Такую благолепную картинку не стыдно представить и очень большому начальству. Не стыдно, когда не видно…
Монетарным властям Отечества, отвечающим за «порядок в танковых войсках», важно сдержать бурю и натиск экономического кризиса. То есть, правительство поставило монетаристам первейшую задачу – не дать разогнаться тяжелому катку проклятой инфляции!
Но танки ведь идут ромбом. Правительство предприняло очередные меры. Во-первых, повысило зарплаты бюджетникам. Патрульно-постовой службе, если верить свежайшим сообщениям прессы, жалование будет повышено на 65 процентов. В нашем самом рыночном из миров всем частным фирмам, - от мала до велика, и неважно, сдыхает фирмешка или притворяется умершей, - велено поднять зарплаты работникам. Наши сырьевые монстры в первые же недели после настоятельной рекомендации отчитались о том, что работникам повышены зарплаты. Деньги на отечественные товарные рынки хлынули и в виде потребительских кредитов. На миллиарды тенге! Ничем не обеспеченные деньги, «ниоткуда» - потому что они не участвовали во вновь произведенной стоимости. Загнанные в угол нищенской зарплатой, несчастные граждане берут кредиты не только на свадьбы и поминки, но даже иногда на покупку пары обуви. Как говорится, богатая фирма возьмет в аренду дырокол!
А возьмите триллионы тенге, брошенные на спасение наших утопающих в роскоши банков! Они редко выдают денежки на развитие товарного производства. Процветает потребительское кредитование. Бешеная прибыль образуется за счет курсовой разницы валют.
Огромный снежный козырек из денег обрушивается на отечественный потребительский рынок и нагнетает инфляцию. Правительство героически создает для нее все условия и так же героически с ней борется. Как? Уровень инфляции – всего 5,3 процента. То есть, мадам исполнилось 55 лет, а она сообщает кавалеру, что ей всего восемнадцать!
ФОРМА ПО ТРУДУ
Поэтому вовсе неудивительно, когда граждане по телевидению вдруг узнают о том, что средняя зарплата в стране на семью составляет 500 тысяч тенге. После этого остается в досаде хлопать себя по карманам: «Как же я не попал в число этих счастливчиков?»
Среднемесячная номинальная зарплата по Астане на сегодня составляет 230 тысяч тенге. Об этом информационному агентству Kazakhstan Today сообщила и.о.руководителя департамента статистики Астаны Жанар Серикбаева. Специалист своего дела объясняет, что эта цифра складывается по результатам статистической формы 1-Т (форма по труду), которую ежеквартально сдают зарегистрированные в городе предприятия. В их числе – нацкомпании, министерства, головные офисы крупных компаний. «Далее мы рассчитываем среднюю заработную плату одного работника, - объясняет Жанар Серикбаева.- Она выявляется путем деления суммы начисленного фонда зарплаты (…) на фактическую численность работников и на число месяцев в отчетном периоде».
У матросов нет вопросов. Все просто и ясно: в среднем по больнице – температура 36,6. Главное, товарищи, - это факт для доклада.
После того, как стало известно о том, что казахстанцы зарабатывают ежемесячно 500 тысяч тенге, в социальных сетях прошел шквал язвительных комментариев насчет достоверности этой цифири. Вероятно, власти, отвечающие за идеологию и внутреннюю политику, я так полагаю, решили несколько смикшировать резонанс. И надо было объяснить гражданам, что в Астане, к примеру, получают 233.163 тенге. И ни тиынкой меньше! Рассказали подробно о механизме исчисления. Однако нигде не приходилось читать о том, как образовались эти фантастические 500 тысяч тенге. Примечательно, что никто из асов статистики не отважился обнародовать среднюю зарплату, к примеру, в Бухар-Жырауском или Каркаралинском районах Карагандинской области. Мне доподлинно известно, что сельчане там ежемесячно получают от 40 до 70 тысяч тенге. И то, если счастливчикам повезет работать в крестьянском хозяйстве. Или в госорганах. В основном банкуют пенсионеры.
Но тогда это не будет фактом для доклада. Поэтому приводим в пример Астану, где жируют нацкомпании. И перед гражданами отчитались, и начальство довольно. К тому же, стыдно, когда видно.
СТЫДНО, КОГДА ВИДНО
И вообще, надо быть скромнее. Нельзя выкладывать на всеобщее обозрение всю правду жизни. За это можно получить наказание. К примеру, госслужащим запрещено публиковать на своих страницах в социальных сетях себя любимых на фоне дорогих автомобилей или с оружием в руках. Или вести откровенный репортаж из фешенебельных заграничных курортов. Это действо будет расценено как нарушение Этического кодекса госслужащего. На таких нарушителей непременно обрушится этическая сила.
На одном из последних заседаний областного совета по этике уполномоченный по этике Бахтияр Айешов, который специально мониторит странички в соцсетях, так говорил коллегам:
- Мы проводим мониторинг аккаунтов государственных служащих в социальных сетях. За 2018 год выявлены 39 фактов размещения на личных страницах материалов, которые могут вызвать критику со стороны общества. С госслужащими проведены беседы. В результате эти материалы были удалены.
Неэтично, понимаешь, выставлять на показ дорогие украшения, красоваться в умопомрачительных апартаментах… Три магнитофона, слушай, три шубы, золотой портсигар. Эти черные джипы под сто тысяч баксов. Спецслужбы, вероятно, давно устали спрашивать у скромных госслужащих, откуда у них, получающих всего-то 500 тысяч… ну, накрайняк, 233 163 тенге ежемесячно, такая неимоверная роскошь.
Иметь златые горы можно. А вот демонстрировать в сетях – нельзя. Неэтично. Понимаете ли, стыдно, когда видно. Такова она, селявийно-статистическая жизнь.
