Пятница, 28 сентября 2018 09:49

РАЗРУШИТЕЛИ МИФОВ Избранное

Автор
РАЗРУШИТЕЛИ МИФОВ

На днях в Астане было презентовано исследование казахстанской феминистской инициативы «Feminita». Документ был направлен на защиту прав ЛБ и К – женщин (лесбиянок, бисексуалок и квир-женщин) в Казахстане. Попутно, в ходе выступления, был развеян ряд мифов существующих в сознании наших граждан, о людях нетрадиционной ориентации.

МЫ МОГЛИ БЫ СЛУЖИТЬ В РАЗВЕДКЕ…

Как отметила активистка «Feminita», Жанар СЕКЕРБАЕВА, их исследование озаглавлено «Я называю свою партнерку – сестрой».

жанар 2

- Данное название не придумано нами, - объясняет Жанар. – Это цитата из интервью. Это еще один из показателей ситуации в Казахстане. Лесбиянки, бисексуалки и квир-женщины называют свою партнерку не возлюбленной или же женой, а просто сестрой, родственницей, тетей и т.д… Такая реакция вызвана негативным отношением общества, стигматизацией и дискриминацией по отношению к ЛГБТ и К.

«Партнерка» - это тоже не ошибка и не опечатка, это специально употребляемый феминитив. Звучит, конечно, странновато и непривычно. С другой стороны когда-то так же непривычно звучали термины «журналистка», «корреспондентка» или «активистка». Сейчас они уже никого не удивляют.

- Для многих, кто не идентифицирует себя как ЛБК женщины, эти проблемы могут казаться надуманными, - сразу уточняет Жанар. - Мы благодарны всем смелым женщинам, которые приняли участие в данном исследовании.

Таких смелых женщин в 16 городах Казахстана набралось 228 человек. Исследователи отмечают, что интервью были трудными, иногда приходилось ограничиваться только анкетами. Встречи проходили на окраинах, в полутемных кафе, в парках, словом, как у разведчиков, в условиях повышенной секретности. Собеседницы, кстати, были не готовы говорить о своих правах, рассказывать о себе.

Так что миф о том, что представительницы ЛБ и К сообщества только дай им волю, заполнят информационное пространство своей «пропагандой», оказался несостоятельным в первую очередь. В реальности на тему собственной ориентации таким женщинам трудно говорить даже в своем кругу – Жанар Секербаева, как и ее коллега и партнерка Гульзада СЕРЖАН, (так же участвовавшая в презентации), являются открытыми лесбиянками.    

- Как видите, сегодня мы никого не заражаем ни этим вирусом, ничего не пропагандируем, мы представляем социологическое исследование, - не без юмора отмечает Жанар. - Вирусов от меня никаких не исходит, от меня пахнет кофе…

То, что бисексуальность – заразна, это еще один популярный миф, не имеющий под собой никакой реальной основы.

«ГОРОД МАЛЕНЬКИЙ. ВДРУГ УЗНАЕТ КТО…»

Основной целью исследования было выявление «портрета» различных сообществ лесбиянок, бисексуальных и квир-женщин в Казахстане. Результаты диалога, как сразу отметили представительницы «Feminita», оказались весьма печальными.

Согласно полученной информации, ЛБК-женщины Казахстана испытывают высокий уровень дискриминации, психологическое, вербальное, социальное, экономическое и физическое насилие ежедневно. Подвергаются оскорблениям, остракизму, шантажу, аутингу со стороны полицейских, коллег, знакомых и друзей. Порой, находятся под домашним арестом или принудительно посещают как психиатров, так и шаманов. Лишаются работы из-за сексуальной ориентации, становятся объектами гомофобии в СМИ и в речах государственных чиновников. И ни в одном казахстанском законе нет норм, направленных на защиту этой категории граждан.

- В лучшем случае судьи, прокуроры и адвокаты, могут интерпретировать такие правонарушения, не связывая их с сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью, - отмечает Жанар. - А ведь мы не требуем соблюдения каких-то особых прав отдельно для нас. Мы говорим о правах человека, которые имеет каждый гражданин.

На практике все оказывается еще проще. Закон напрямую не запрещает дискриминацию ЛБГТиК, значит, их можно унижать, шантажировать, отчислять из учебных заведений, увольнять без выходного пособия и т.д. и за это ничего не будет. Потому неудивительно, что большинство представительниц нетрадиционной ориентации, (особенно в малых городах), живут практически на нелегальном положении и скрывают свои интересы. А отказ участвовать даже в анонимном анкетировании мотивируют тем, что «город маленький, вдруг узнает кто». Маскироваться приходится даже от друзей и родных. Особенно информирования родственников опасаются на юге Казахстана.

МЫ - ЕСТЬ!

- Мы сейчас будем разбивать еще один миф, можете фиксировать это в блокноты, - говорит Жанар. - 50 процентов опрошенных женщин, определяющих себя как лесбиянки, идентифицировали себя как казашки. (Мы специально делали графу «национальная принадлежность»!) Миф не разбивается? В Казахстане утверждают, что казашки не могут быть лесбиянками. 50 процентов опрошенных сказали – могут! И еще как!

Активистка посоветовала официальным лицам Казахстана, заявляющим с высоких трибун, что казашек-лесбиянок не существует, прислушаться к этим женщинам, которые вопреки всему сказали: «Мы есть!»

Еще один стереотип касается семейного положения ЛБК-женщин. Некоторые из них, как показывает опрос, имеют детей и ранее состояли в гетеросексуальном браке.

- ЛБК-женщина, это не женщина с монолитной сексуальностью, - уточняет Секербаева. - Сексуальность, это не нечто бетонное. Это не монолит. Это очень подвижная сфера. Женщины могли любить мужчин, ничего такого страшного в этом нет. Но они сейчас себя идентифицируют как бисексуалки, лесбиянки, квир.

Это разрушает еще один миф. Да, сексуальная ориентация человека способна измениться. Нет, это невозможно сделать по желанию, по просьбе родителей или по щелчку пальцев.

А еще, вопреки общественному мнению, ЛБК-отношения живут долго, и по 10 лет и более. Не всякий гетеросексуальный брак, в наше время (с учетом статистики разводов) может похвастаться таким долгожитием. И да, это разрушает еще один миф, о хаотичности и беспорядочности однополых связей.  

ЛЕЧИТЬ И ЗАЩИЩАТЬ!

Тема медицинского обслуживания в Казахстане отдельная и очень грустная. С этим, пожалуй, согласятся и многие гетеросексуальные женщины. Для ЛБК-женщин поход к врачу, особенно к специалистам гинекологической сферы, отдельный квест.

- Многие пациентки стесняются рассказывать о своем сексе с женщинами, придумывают разные истории, - констатирует Секербаева. - Просто потому, что очень часто гинекологиня, узнав, что женщина лесбиянка или бисексуалка, сразу начинает ей советовать секс с мужчиной. Мол, это для здоровья полезно. Или специально зовет медсестер в гинекологический кабинет, чтобы медсестры посмотрели на лесбиянку живьем. Чем мы отличаемся от живых, обычных людей?

«…У моей партнерки был случай, - указывает в интервью одна из опрошенных, - она так пришла к гинекологу. Причем она, ничего не говорила о том, что она - лесбиянка, с кем живет. Но врач по ее внешнему виду все определила и начала давать советы не касательно здоровья, а о том, что она знает таких девушек, которые выглядят как мальчики и что у моей партнерки гормональный сбой. Осмотр сопровождался словами: «Это все поправимо, все лечится…»»

Еще печальнее опыт общения с правоохранительными структурами. В «Feminita» объясняют это тем, что исторически, лесбиянка, в советской культуре, относилась к тюремным нарративам и потому до сих пор воспринимается многими, как маргинализированная женщина из мест лишения свободы.

«…Больше половины опрошенных женщин (57%) знают кого-либо из своего окружения, кто подвергалась насилию или оскорблениям по причине сексуальной ориентации, - отмечается в исследовании. - Почти половина респонденток (44.3%) имеет опыт насилия или негативного отношения по причине сексуальной ориентации. Каждая пятая испытывала травлю или физическое насилие. У 2% опрошенных был опыт незаконного удержания правоохранительными органами. Почти 40% женщин оскорбляли в связи с их сексуальной ориентацией. Наиболее часто указанными местами такого насилия опрошенные указали пространства вокруг гей-клубов (21.5%), где агрессивно настроенные гомофобы или желающие заработать на шантаже, часто ищут себе жертв из числа представителей ЛГБТиК-сообществ…»

- Полицейские не только отпускают пошлые, злые, оскорбляющие личность шутки, но и применяют шантаж, иногда насилие – отмечает Жанар Секербаева. - Пережить травматический опыт во второй раз решается не каждая пострадавшая девушка или женщина, поэтому в случаях избиения, нападения, насилия по причине СОГИ (сексуальной ориентации, гендерной идентичности) ЛБК-женщины не будут писать заявление и подавать в суд.

ПЛЕТКОЙ ПО ОРИЕНТАЦИИ

Не смотря на все вышеперечисленное, многие казахстанцы заявляют, что они толерантны к нетрадиционным сексуальным отношениям, но только в том случае, когда эти отношения не принимают форму публичного каминг-аута. Мол, специально заглядывать в чужую постель никто не будет. Увы, и ах, но это тоже миф. Желающих и заглянуть, и осудить, (а то, по возможности, и пресечь) запретную любовь на самом деле, как показывает практика, очень много. Приведем опять же данные исследования.    

«…В Усть-Каменогорске по отношению к девушке сотрудники полиции применяли шантаж, заподозрив, что она лесбиянка. Ей стали угрожать, что расскажут ее родителям. Обошлось без насильственного каминг-аута благодаря брату, который убедил полицейских отпустить сестру….»

«… У одной из девушек украли телефон, в памяти которого находились личные фотографии. Мужчина, нашедший аппарат, нашел одну из девушек и стал просить деньги за телефон - в обратном случае он бы опубликовал фото в сети. Пострадавшая обратилась в полицию с заявлением... Версией для полицейских стал обыкновенный шантаж, когда девушки просто пошалили, и потому в телефоне много компрометирующих изображений. Полицейские поймали шантажиста и вернули телефон, но пара так и не призналась, в чем именно было дело…»

«….Когда я училась на первом курсе… так получилось, что в клубе я познакомилась с девушкой, с которой мы поехали за город. На заднем сидении мы начали целоваться и тут, буквально через 10 минут, подъехал отряд полиции…. Они стали давить…, что надо привезти деньги, что, если не привезу, они поедут в мой институт и там все расскажут, что я такая-то. Конечно, я испугалась, мне было 19 лет, первый курс, я только начала учиться. И меня, конечно, развели на деньги. В тот момент как раз узнали мои родители, пришлось звонить маме и говорить, чтобы они привезли деньги…» из интервью.

Исследователи отмечают, что вмешательство в личную жизнь может закончиться не только попытками шантажа, но и более серьезными последствиями.

«Например, в Таразе девушка не осознавала своей сексуальной ориентации, пока не влюбилась в девушку во время обучения в Европе. После того, как она вернулась, она начала общение с местными ЛБК из сообщества. Мама, узнав об этом, заставила свою дочь лечиться у местного шамана, который избивал ее плеткой (такой была часть лечения)….»

Не отказываются лезть в чужие отношения и посторонние.

«…Две девушки пришли в кинотеатр в Алматы и в ожидании сеанса кино проявляли друг к другу нежность. Это заметил незнакомый им мужчина, который чуть ли не подбежал к ним, чтобы заснять их на видео на мобильный телефон. Ни его супруга, ни гетеросексуальная пара, которая сидела рядом и тоже проявляла знаки нежности, не остановили Элдара ГАМИЛЗАДЕ от вмешательства в чужую личную жизнь. Он не только выложил видео в социальных сетях «Facebook», «Youtube», но и призвал родственников девушек и общество осудить их поведение, постоянно злорадно комментируя комментарии подписчиц/ков…»

ПРОБЛЕМА НЕ В ЗАКОНАХ, А В ГОЛОВАХ

Депутат Ирина СМИРНОВА так же считает, что ЛБК-женщины в Казахстане нуждаются в защите.

photo

- Они вынуждены доказывать нашему обществу, что они могут жить достойно в нашей стране, - говорит она. - Общество их не очень принимает. Но такие женщины есть, они так живут, они заявляют о себе. И нужно принимать их такими, какие они есть, а если требуется помощь, то оказывать.

Депутат отмечает, что наше общество, к сожалению, консервативно, традиционно и патриархально. Поэтому с трудом воспринимает какие-то новшества в своей структуре, или даже только информацию о том, что они, новшества, уже давно существуют. И это касается не только сексуальной ориентации, но и любой дискриминируемой группы.

- Просто об этом нужно говорить, нужно информировать население, - считает депутат. – Я вижу, что все равно наше общество, хоть и медленно, но постепенно меняется, и многие с пониманием относятся к тому, что есть люди, иные, чем они. И что эти люди так же имеют такие же права, как и все остальные.

Оппонентам этой точки зрения хочется напомнить, что нетрадиционная сексуальная ориентация, уже давно не является нарушением закона и не преследуется. Так что получается, что в данном случае как раз слишком ретивые поборники нравственности нарушают закон. И вывод напрашивается неутешительный - прежде, чем менять законодательство, нам следует изменить наше сознание, наше отношение к ЛБ и К.  

- Необходима информационная работа, - говорит Смирнова, - чтобы таких женщин, таких людей, не боялись. Нужно рассказать, что они не опасны, они не претендуют на то, чтобы занять чье-то место. Они просто говорят о том, что они есть, и они имеют право жить так, как они считают нужным.

Завершая презентацию, Жанар Секербаева отметила еще одну важную вещь – защищать надо права человека в нашем обществе. А причина дискриминации здесь вопрос даже не второй.

- Давайте прекратим эти деления – у тебя коричневые глаза, у тебя длинные волосы, у тебя сахарный диабет, у тебя серая кофта…. – говорит она. – Ни сексуальная ориентация, ни гендерная идентичность не лишает нас человечности. Мы все – люди. Давайте объединяться хотя бы в защите прав человека. Права человека уникальны, даны нам от рождения. Всем. И никто не имеет права их отбирать.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 270 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - rezonans.kz