Понедельник, 03 сентября 2018 09:26

Этот слабый сильный пол…Оправдано ли многоженство в Казахстане? Избранное

Автор

Почему казашки добровольно взваливают на себя груз мужских проблем?

Лет десять назад в Мажилисе Парламента РК всерьез обсуждался вопрос защиты прав мужчин. Из-за все более и более ощущавшегося дефицита сильного пола , речь заходила даже о создании мужского генофонда. Истоки того, почему наши мужчины становятся все более и более слабыми, а женщины – сильными, по мнению кандидата исторических наук Кенже Торланбаевой, нужно искать в глубине веков.

Брак по расчету

- Положение женщины в древнетюркском обществе было равным с мужчинами, - утверждает ученый. - Благополучие в доме, деторождение, плодородие – словом, все то, чем объяснялось само существование общества, связывалось именно с Ней, с ее величеством Женщиной. Если судить по руническим древнетюркским надписям, найденным на территории Монголии, Южной Сибири, Казахстана и Киргизии, женское божество олицетворялось с силами природы, воды и земли.

Отсюда и его имя – Идук Йер-суб, то есть священная земля-вода. Всерьез занимавшийся этим вопросом казахстанский ученый-востоковед Юрий Зуев добавлял к этому, что Идук Йер-суб является божеством не только земли-воды, но и ночного неба, символом которого был Млечный (Молочный) путь.

Существует множество фактов, свидетельствующих о высокой социальной роли тюркских катун, то есть правительниц. Они зафиксированы древнегреческим историком Геродотом, китайскими летописцами, арабо-персидскими историками и путешественниками. Геродот, например, в своей «Истории» приводит сюжет о переговорах между массагетами и персидским царем Киром: «У массагетов после смерти мужа царствовала женщина. Имя ей Томирис. Кир послал ей вести для виду переговоров о сватовстве, желая будто бы иметь ее своей женой. Но Томирис, понимая, что он сватает не ее, а царство массагетов, отклонила брачное предложение. После этого Кир, поскольку хитрость ему не удалась, устремившись в Араксу, открыто начал военный поход против массагетов, наводя мосты для перехода войска через реку и сооружая башни на судах для переправы через реку».

А вот как описывается в китайских источниках сватовство правителя империи сюннов Маодуня Шаньюйя к вдовствующей императрице Гао-хэу. «Сирый и дряхлый государь, рожденный посреди болот, возросший в степях между лошадьми и волами, несколько раз приходил к вашим пределам, желая прогуляться в одиночестве, - говорил Маодунь в своем послании. - Оба государя живут в скуке, не имея ни в чем утешения для себя. Желаю то, что имею, променять на то, что не имею». Оскорбленная столь бесцеремонным предложением руки и сердца, основой которого было утверждение власти Сюннской империи над Ханьской, царица хотела было развязать войну, но силы династии Хань уступали северному кочевому соседу.

Словом, для того, чтобы завоевать государство, необходимо было соединиться брачными узами с царствующей особой и родом, который за ней стоял.

Гибель династии и империи

- Так как в тюркском обществе племена и роды находились в определенных иерархических отношениях друг к другу, то катун-правительницу всегда брали из одного определенного племени, - продолжает историк. - Относительно этого в китайских источниках сохранилось описание семейно-брачного права у киданей (кидани – кочевые племена Центральной Азии, которые, перейдя в XII веке границу Северного Китая, образовали на его территории крупное государство – империю Ляо). В этом документе говорится: «Законных жен нельзя ставить в один ряд с наложницами. Если законные жены ставятся с ними в один ряд, то династия гибнет. Наложниц нельзя считать равными законным женам. Если считать наложниц равными им, возникает опасность для престола».

В арабо-персидских источниках женщине также отводится особое место.

Когда в 680 году был убит правитель Бухары, то из-за малолетства наследника престола бразды правления перешли к регентше – знаменитой бухарской Хатун. Она, имея полномочия правительницы государства, представляла Бухару на политической арене, ведала делами хозяйственными и военными. В 673 году она заключила мирный договор с арабским наместником Убайдаллахом ибн Зиядом «на тысячу дирхемов», а спустя два года этой же суммой она откупилась от его преемника Саид ибн Усмана. Кроме того, она отдала ему в заложники восемьдесят царевичей из знатных бухарских семей.

В Хорезмском государстве исключительную роль играла Теркен-катун – мать Мухаммеда Хорезмшаха. Источники о ней сообщают: «Текеш, сын Иль-Арслана, женился на ней (на Теркен-хатун) так, как сочетаются цари с царскими дочерьми». Имея неограниченную власть, она оказывала решающее влияние на ведение государственных дел. В государстве у нее был свой Диван - отдельный двор с аппаратом чиновников, отдельные владения, с которых она получала доходы. Под ее контролем находился также шахский гарем.

Когда в 1219 году монгольские войска неуклонно подступали к Хорезму, Теркен-катун приказала принести в жертву реке Сырдарье, почитаемой как божество, 12 высших сановников государства. Однако это не помогло войскам Хорезмшаха. Осажденные в замке Илал Теркен-катун и ее подданные, оставшись без воды и пропитания, через 10-12 дней вынуждены были сдаться врагам. В 1221 году Теркен-катун была схвачена и отправлена к Чингисхану. Дальше события развивались так. Побежденный Мухаммед Хорезмшах был брошен в реку вместе со своим гаремом, а Теркен-катун с почетом отправлена в ставку Чингисхана – в Каракорум, где скончалась в 1232 году.

Женщина – это звучит гордо  

Почетный статус, присущий женщине в кочевых обществах, сохранился у многих тюрко-монгольских народов.

- К примеру, археографическая экспедиция в Туву сотрудников Института востоковедения МОН РК по программе культурного наследия, среди которых была и я тоже, не ставила целью исследовать роль женщины и быт таких народов как тувинцы и хакасы, - рассказывает Кенже Торланбаева. - Но общение с учеными-историками и местными жителями на празднике малых народов Сибири, организованном мэрией Абакана (столица Хакасии), и на шаманских ритуалах в Кызыле (столица республики Тыва), показали, что женщина до сих пор занимает в обществе ведущую роль, и никто не пытается оспаривать ее место. Это выражалось в том, что при отправлении ритуалов были и шаманы и шаманки. При этом и тем, и другим окружающие приписывали равную магическую силу. В этих краях совершенно естественно звучат слова: «Ты должен уважать мои слова, потому что я женщина». Мелочь, на которую обратили внимание все без исключения члены нашей экспедиции: накрывать стол на пикник, который мы организовали за городом, мне, единственной женщине – члену экспедиции, помогали мужчины-тувинцы, но никак не женщины. И это не было плодом эмансипации. Так повелось изначально – у женщины в этих краях особое место.

Меня наверняка спросят, почему же таким же статусом не обладает женщины в Казахстане? Ведь у нас те же самые тюрко-монгольские исторические истоки, что у тувинок и хакасок, но наши женщины, рожая и воспитывая детей, ведя хозяйство, выполняют еще и огромную социальную роль, поскольку являются еще и зачастую главными добытчиками в семье. Зачем же они, помимо женских, взвалила на себя груз и мужских проблем? Ответ, мне кажется, нужно искать в древних казахских пословицах, Особый статус мужчины, который большей частью находился в военных походах, подчеркивался пословицами: «Если мужчина занимается только тем, что входит и выходит из юрты, он все равно подобен Солнцу». А как бы снимая с него ответственность за судьбу семьи, говорили: «Женщина – знамя дома, а мужчина – случайный прохожий», «Мужчина не свалился с неба, он – сын своей матери».

Стоит ли после этого удивляться, что в Мажилисе Парламента обсуждался вопрос защиты прав мужчин. Дескать, поскольку их меньше, чем женщин, то нужно создавать мужской генофонд.

- А это как-то не связано с время от времени муссируемым в парламенте вопросом о введении в Казахстане многоженства?

- Демографическая ситуация, когда количество женщин детородного возраста превышает количество мужчин, и из-за этого уменьшается возможность вступления в законный брак, существует не только в Казахстане, но и в других странах, и каждая из них решает ее по-своему. Но если в большинстве из них многоженство запрещено законом, то в независимом Казахстане эту запретную статью из Уголовного кодекса убрали. А мы все знаем, что все, что не запрещено законом, - разрешено. Это – один из принципов построения правового государства. И, конечно же, любая женщина имеет право на женское счастье, но в каком качестве – это уже другой вопрос. Я не сторонница этого, но, возможно, с демографической точки зрения многоженство и оправданно. Для Казахстана с его огромной территорией нужно население не в 18 млн. человек, а в 180 млн.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 250 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика