– Ирина Владимировна, каких новшеств ждать ученикам, педагогам и родителям в новом учебном году?
– Во- первых, хочу поздравить всех с наступающим учебным годом. Ведь в этом процессе задействовано практически все население страны. Если ты не ученик или студент, то обязательно являешься либо родителем обучающегося, либо бабушкой или дедушкой, тетушкой или дядей. Особенно поздравляю учителей. Ведь именно от них зависит качество учебного процесса и образованность наших детей и внуков. А значит, будущее страны у них в руках!
23 августа в Алматы прошла августовская педагогическая конференция. Она была с другой риторикой, нежели раньше. Учителей не поучали и не понукали, а все выступающие, а это были Аким г. Алматы, вице- спикер Мажилиса Парламента, вице- министр образования и науки, руководитель Департамента образования, говорили о необходимости повышения статуса учителя, о том, что учитель не должен выполнять несвойственные функции. И это не просто слова.
Педагогам хочется, чтобы зарплата за их нелегкий труд была выше, и такие надежды уже осуществляются. Наконец- то повышается зарплата учителя. И не от базового должностного оклада, а от заработной платы, что станет более ощутимой цифрой в 30 000 тенге и более в месяц.
Очень важно: кто именно будет преподавать? Потому что ученик зачастую не может стать выше своего учителя по качеству знания предмета. Нужно, чтобы учителями работали самые достойные, лучшие люди. Как например, в Израиле, где зарплата учителя очень высокая, и конкурс на должность педагогов тоже очень высокий. В таких условиях есть возможность выбрать в конкурентной среде самых грамотных специалистов.
Вместе с тем, понятно, что в связи с новыми подвижками, которые происходят в казахстанской системе образования, новшеств мы ожидаем иногда с тревогой, потому что мы знаем историю с учебниками, историю с содержанием новых предметов. Но я вижу, что МОН РК серьезно прислушивается к пожеланиям общественности и все, о чем говорилось, что вызывало тревогу у общества, получило свое разрешение – МОН провел изменения, чтобы соответствовать требованиям общества, в целом.
В этом году очень большие изменения произойдут в вопросе назначения директоров школ, меняются подходы к их назначению. Активную роль в этом процессе теперь будет играть попечительский совет. Кроме того, директор будет назначаться только на 4 года. Вновь назначаемые руководители школ будут проходить через тестирование для государственных служащих, что является достаточно сложным экзаменом. Затем либо ротация, либо расширение программы развития школы. Ротация будет проводиться с тем, чтобы директоров не оставлять долгие годы на одном месте, чтобы директор школы не рассматривал школу как свою частную вотчину, а как государственное учреждение. Все директоры школ должны будут в обязательном порядке пройти курсы повышения квалификации по менеджменту.
– Вчера появилась новость о том, что в Астане на подушевое финансирование переходят 80 школ. Кроме того, 10 школ Астаны с формы госучреждения перейдут на государственное предприятие на праве хозяйственного ведения. Зачем школам финансовая самостоятельность?
– Изменения произойдут в схеме финансирования школ. 80 с лишним школ перейдут в наступающем учебном году на подушевое финансирование, этот процесс активно продвигается. За каждым ребенком пойдут деньги, и тогда каждый ученик становится нужным школе. И тогда администрация, учителя будут по-другому относиться к учащимся, не будут отказывать в приеме в школу. А если ученик с особыми потребностями, то сумма удваивается. Такая мера поддержки даст толчок к развитию инклюзивного обучения. И теперь сама школа, без участия управлений образования, сможет тратить деньги на свои конкретные нужды, появляется финансовая и академическая свобода школ.
Финансовая самостоятельность – это большие возможности, вместе с тем, и определенные риски. Не исключен человеческий фактор, вдруг ошибутся при определении и расчете заработной платы, оплаты коммунальных услуг, в других расчетах. В школах должны работать сильные специалисты- бухгалтеры. В целом думаю, что после одного года эксперимента все проблемы и позитивные изменения станут ясны и тогда опыт можно будет масштабировать.
– Вы упомянули и об академической свободе школ. В чем она будет заключаться?
– МОН РК разработало новые учебные программы, и школа вольна использовать любую из них в организации своей учебной деятельности. То есть, теперь казахстанские школы будут иметь свое лицо, свои приоритеты в изучении тех или иных предметов!
В ходе августовской конференции говорилось и о преподавании ряда предметов на английском языке в 10-11 классах. Преподавание на английском языке будет вводиться только после решения самой школы о готовности к процессу.
Так же МОН РК сообщило о том, что в процедуре проведении ЕНТ школа участвовать не будет – отныне это дело вузов, выпускников и их родителей.
– В Казахстане идет повсеместная цифровизация, в том числе и в системе образования. Электронная отчетность облегчает или, наоборот, усложняет труд педагога?
– МОН РК четко определило перечень документов, которые могут подвергаться проверке. Это 5 документов: журнал, дневник учащегося, поурочный план, календарное планирование, оценивание пройденного материала.
Радостно было слышать, что вице- министр образования предложил школам самим решать на педсовете – какую форму журналов и дневников использовать, бумажную или электронную? Видимо, те школы, где нет надлежащих условий, оставят для использования бумажные журнал и дневники учащихся. А те школы, которые педсоветом решат использовать электронный журнал, получат помощь для организации процесса.
Например, в Алматы в каждый класс будет установлен компьютер и широкополосный интернет. Также нужно подумать и о новой должностной единице, курирующей процесс заполнения электронных документов в школе.
Все олимпиады учащихся тоже будут проводиться в электронном формате, что обеспечит большую прозрачность и конкурентоспособность.
Наиболее впечатляюще то, что на сайте МОН РК и Академии педагогических наук им. И.Алтынсарина размещены все учебники по обновленной программе в цифровом формате. Теперь учебники можно скачать и пользоваться ими, скажем, распечатывать к каждому уроку или на четверть. Наверное, благодаря этому предложению портфели учеников могут стать намного легче.
– По данным статистики, Казахстан покидают квалифицированные специалисты, в том числе педагоги. Только в 2017 году из республики выехало 1700 учителей…
– Часть учителей уезжает из страны. Я считаю это явление большой потерей. Выезжая в регионы этим летом, а я была в селах Алматинской и Жамбылской областей, увидела, что не все учителя есть в школах. Например, в одной из них уже второй год нет учителя физики. Однако, педагогические вузы продолжают растить новых педагогов. Нужно продумать процесс вахтового метода работы учителя или дистанционное обучение в он-лайн режиме. Причем срочно и безотлагательно. Каждый ученик должен иметь доступ к образованию, где бы он ни жил.
– Помимо дистанционного обучения есть насущная проблема школьных туалетов. В регионах немало школ с «удобствами» на улице. В процессе компьютеризации забыли об элементарном?
– Школьные туалеты должны быть не только теплыми, но комфортными и цивилизованными. Считаю, что можно построить новые туалеты и отремонтировать имеющиеся. Шагом к этому стала бы принципиальная проверка школ санитарными службами и контролирующими органами на предмет состояния туалетов, и невыдача разрешения на открытие школы в новом году до тех пор, пока не будут созданы санитарные условия для детей. Думаю, что тогда быстро найдутся и средства, и определятся приоритеты первоочередных дел в школе.
Но складывается впечатление, что МОН РК сейчас начало слышать голос общественности, предложения, критику и видеть тех, для кого министерство собственно и работает! И проблема с туалетами тоже должна разрешиться в оперативном порядке. За процесс строительства и ремонта школьных туалетов отвечают акиматы на местах.
– И вопрос касательно высшего образования. Недавно в Алматы прогремел инцидент – сотни абитуриентов- юных чемпионов не смогли поступить в Академию спорта и туризма. По их словам, на русскоязычное отделение вуза выдали мало грантов. Как Вы можете оценить такую тенденцию, как сокращение числа грантов для русскоязычных отделений?
– Если говорить конкретно о данном случае, то считаю, что если в вуз хотят поступить спортсмены-чемпионы, то какие-то дополнительные баллы должны добавляться к их результатам ЕНТ, чтобы они все-таки могли получить грант. Потому что они отстаивают имидж страны в ходе различных соревнований, и их учеба в школе была связана с большой нагрузкой, массой тренировок, отчего они физически не могут получить все необходимые знания по школьной программе. Тем более, спортсмены идут в свой профильный вуз, не в медицинский или какой-то другой, а намерены продолжать спортивное образование. Нужно учитывать успехи абитуриентов спортивных вузов в чемпионатах и других соревнованиях.
Конечно, русские отделения сегодня – это меньшее количество грантов, потому что и школ на русском языке обучения в Казахстане сейчас меньше. И это нормальное явление. До недавних пор гранты выделялись в одинаковом объеме для обучения на казахском и русском языках. Но в силу естественных причин, образовательных реформ выпускников казахских школ сегодня больше. Теперь и грантов для казахских отделений выделяется больше, что также закономерно.
