Четверг, 08 ноября 2018 14:17

Айман Турсынкан: « Нужен глубокий аудит деятельности ЕНПФ» Избранное

Автор

Вновь выражаю свою озабоченность тем, что никто из экспертов до сих пор не удосужился вникнуть в цифры прежде, чем давать оценки объективности или не обоснованности высказанных мною опасений.

Кроме того считаю, что общество уводят от темы, крутясь только вокруг того будут судебные преследования или нет. А тема глубже – это не просто безопасность пенсионных накоплений, а в целом социально-экономическая ситуация в стране, где расходная часть бюджета растет гораздо быстрее, чем доходная, но не В ЧАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ. Моя цель – показать на примере ЕНПФ как происходит демонтаж социального государства в стране.

На что прошу обратить внимание при разборе цифр по ЕНПФ:

1) Чистый поток денежных средств состоит из сальдо (приток минус отток) по 3 основным направлениям:

  1. Операционный поток состоит из:
  2. Притоки - Пенсионные взносы (обязательные ОПВ, добровольные ДПВ, профсоюзные ОППВ), до 2014 года притоком были переводы пенсионных накоплений по ИПС из других фондов
  3. Оттоки – выплаты вкладчикам (единовременные при миграции или по смертно наследникам, регулярные по возрасту), операционные расходы самого ЕНПФ + комиссионное вознаграждение за управление активами + потери по инфляции (так как законом о ЕНПФ прямо предусмотрено, что вкладчикам гарантируется покрытие инфляционных потерь и инвестиционный доход начисляется выше ставки инфляции) мы эту статью включаем в оттоки при минимальной 6% инфляции
  4. Финансовый поток состоит из:
  5. Притоки – погашение по заемным операциям и размещению депозитов + вознаграждение по ним
  6. Оттоки – размещение депозитов и выдача займов
  7. Инвестиционный поток (самый важный для ЕНПФ, осуществляющего инвестиции в объеме не менее 99,5% всех совокупных пенсионных активов) состоит из:
  8. Притоки – погашение ценных бумаг с разными сроками + фактически получаемый инвестиционный доход
  9. Оттоки – приобретение ценных бумаг (ноты НБ РК, ГЦБ МФ РК, ЦБ нерезидентов и резидентов РК и пр.)

В простом прямом методе прогноза движения денежных средств учитывается сумма всех сальдо. При отсутствии инфляции в принципе кассовых разрывов нет. А при 6% годовой инфляции кассовые разрывы будут уже в 2019 году.

2) ЕНПФ не дает качественной корректной информации по размещению пенсионных активов – посмотрите вложенный файл на 01.09.2018 года – там не указаны рейтинги бумаг, ставка доходности по бумагам, кое- где отсутствует срок погашения, а сами сроки зачастую с 2028 по 2048 годы включительно. При скрупулёзном разборе каждой бумаги по каждому эмитенту мы приходим к выводу о том, что гашения от 8,9 трлн. тенге в ближайшие 5 лет составят не равными долями около 30%. А в те же ближайшие 5 лет размер требований по ИПС от вкладчиков (56% суммарно это лица пред пенсионного возраста старше 45-50 лет) будет превышать 30-40%. Таким образом, если не сбалансировать графики гашения и размещения пенсионных активов с нормальным запасом прочности, кассовых разрывов не избежать.

3) НБ, ЕНПФ и Правительство точно знают об этой проблеме. Иначе не ввели бы с 1 января 2019 года обязательные ОПВ на ГПХ договоры, не ввели бы ЕСП (единый социальный платеж) на самозанятых, не увеличили бы пенсионный возраст женщин.

Мне искренне стыдно за тех уважаемых коллег, которые ради сохранения текущих своих статусов и доходов от правительства, готовы идти на сделку со своей совестью и без погружения в проблему, пытаться своим авторитетным мнением дискредитировать проведенное исследование. Достойнее было бы организовать глубокий аудит деятельности ЕНПФ и управляющих его активами вместе с ключевыми бенефициарами – эмитентами, обнаружить проблемы (которых на самом деле гораздо больше, чем простой прогноз кассового разрыва), навести порядок, не только принять меры в отношении безопасности пенсионных активов, но и начать работать над решением других, прямо вытекающих вопросов:

1) Адекватность расходной и доходной частей бюджета страны;

2) Оценка положений «социального государства» в условиях текущей социально-экономической ситуации;

3) Пересмотр экономической политики с сокращением доли квазигосударственного сектора до 15-20% с текущих 60%

4) Отказ от поддержки олигополий и финансового сектора за счет налогоплательщиков и вкладчиков ЕНПФ

5) Мониторинг активов и депозитов квазигосударственных организаций и бенефициаров-эмитентов, чьи акции выкуплены на средства пенсионных накоплений и принятие немедленных мер в случае возникновения риска не платежеспособности

6) Полный аудит системы государственного управления на конфликт интересов и антикоррупционная экспертиза действующей нормативно-правовой базы в финансовой и бюджетной сферах

7) Выработка механизмов предотвращения конфликта интересов и коррупции вокруг пенсионных активов.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 548 раз
Еще материалы в этой категории: « ИНВАЛИДНАЯ ЭКОНОМИЯ «Подругу утопили в ванне» »
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика