Понедельник, 11 июня 2018 11:19

ХРОНИКА ХУДЕЮЩЕГО КОШЕЛЬКА ИЛИ КАК «ТАРГЕТИРУЮТ» ИНФЛЯЦИЮ В КАЗАХСТАНЕ Избранное

Автор
ХРОНИКА ХУДЕЮЩЕГО КОШЕЛЬКА ИЛИ КАК «ТАРГЕТИРУЮТ» ИНФЛЯЦИЮ В КАЗАХСТАНЕ

Благословенная пятница. В столице полночь. В Астане все в порядке. На кухне трое – хозяин квартиры Митрич, закадычный сосед со второго этажа Николаич и бутылка водки.

Оба уже на пенсии.

- Знаешь что, Митрич… Меня все это уже достало. Моя Машка по ночам ворочается, вздыхает и все бормочет «таргетирование инфляции», кодекс-индекс… Целыми днями шастает по сайтам. Ты грамотный, вот скажи, что такое «таргетирование инфляции»?

- Давай сначала жахнем.

Жахнули.

- Понимаешь, Николаич… - сдавленно произнес Митрич, занюхивая соленым огурцом, - …к примеру, на фирме всем урезали зарплату на сорок процентов. И ты стал получать шестьдесят тысяч тенге. Так?.. Теперь ты купишь на рынке не вырезку за две с половиной тысячи, а какие-нибудь мослы по тысячу шестьсот. Куда этой вырезке расти в цене, если ее уже мало кто покупает?

-Е-тыть!..

- Чтобы цена держалась, значить, вырезку просто меньше продают. А твой шеф, к примеру, чтобы спасти фирму, побежал в банк брать кредит. Он стоит 18 процентов годовых. Лучше удавиться! Или повесить табличку на дверях офиса «Мы накрылись!» Денег ни у кого нет! Спасибо правительству. Вот тебе и «таргетирование инфляции».

И такая дребедень – каждый день. Политология и экономическая наука, как и в добрые брежневские времена, переместилась на кухни страны.

…«Таргетирование инфляции» означает целенаправленное, тупо-одержимое, безоглядное приложение всех усилия Нацбанка и правительства к тому, чтобы удерживать инфляцию в заданных рамках. Считается, что средства оправдывают цель. Зажали финансовые потоки для производителей так, что – ни вздохнуть, ни выпустить воздух (изо рта-авт.)

Цены, издевательски подмигивая гражданам, все растут и растут. А свежайшая официальная статистика свидетельствует, о том, что в апреле 2018 года уровень инфляции в Казахстане составил 0,40%, что на 0,10 меньше, чем в марте 2018 года и на 0,10 меньше, чем в апреле 2017 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2018 года составила 2,22%, а в годовом исчислении - 6,59%.

Ну, никак не укладывается кило говяжьей вырезки в инфляционный коридор. И все мы с каждым месяцем просто охреневаем, потому что есть нехорошее предчувствие: пока правительство излагает победные реляции про «таргетирование инфляции», цены и дальше собираются расти.

Так почему же инфляция составляет всего 5,4 процента, а мы вынуждены покупать селедку по 900 тенге тенге за килограмм, тогда как год тому назад она стоила пятьсот?

Не надо быть продвинутым экономистом, чтобы понять: умное «правительство для граждан» выводит среднюю температуру по больнице. Статистика утверждает, что индекс потребительских цен, который показывает уровень инфляции, выводится из набора товаров и услуг по 510 позициям.

В этой больничке у Сидорова температура подскочила до 39, а Иванов уже остывает – у него температура почти что покойницкая. А в целом, господа, температура по больнице – 36,6. И вот приходит недобритый Митрич в галантерею покупать набор лезвий «Жиллет» из четырех штучек, а стоит наборчик 3900 тенге. Год тому назад его можно было купить за 2100 тенге.

Если у нас инфляция в пять с лишним процентов, так и подорожать этот наборчик должен был на пять процентов.

Что-то здесь не так в отношениях Государства с конкретным Митричем. Какая-то хитреца кроется… Овладевает Митричем смутные сомнения: ведь реальная, невыдуманная из головы инфляция на самом составляет никак не меньше 15-20 процентов. Если не больше. Ну, а поскольку индекс инфляции у нас – не чистая экономика, а социально-политический инструмент, то и правительство будет «таргетировать» так, как ему вздумается. Иначе индексировать прожиточный минимум потребовалось бы не на семь процентов, а на все двадцать.

Особенности отечественного «таргетирования инфляции» - это произвольное рисование на холсте очага, который никого не греет.

Нет предела экономическому цинизму отечественных «монетаристов» (это такие люди, которые принимают решение зажать деньги, чтобы не раскручивать инфляцию- авт.) С одной стороны, производство дохнет от недостатка капитала, вследствие чего нищает национальный потребитель. Количество занятых в стране сократилось до уровня 2013 года – 8,6 миллиона человек. С 2014 года число занятых сокращалось на восемь тысяч ежегодно. Какие тут доходы-зарплаты? В одном из бизнес-домов Караганды пять лет тому назад все кабинеты сдавались в аренду нормальным предпринимателям. Сегодня на этажах сплошняком царствуют конторы частных судоисполнителей, определяющих лицо нынешнего бизнеса.

Пока бизнес сдыхает, правительство накачивает финансово-спекулятивную сферу громадными деньжищами. Два с половиной триллиона тенге на поддержку сдыхающим банкам, которые и не думают кредитовать производство товаров, а продолжат заниматься обыкновенным ростовщичеством, - это вам яркий образчик «таргетирования инфляции». Вы уверены в том, что эти деньги в один прекрасный день не превратятся в доллары, обрушив тенге? Ну, не надо нам говорить про ценные бумаги правительства! Много чего случается у нас неожиданно и фантастически. Кто же мог подумать, что 6о миллиардов тенге из Фонда социального страхования выдадут на съедение почти обанкротившемуся «КазАгро». Из социального фонда! Дас ист фантастиш, успевайте только предохраняться!

Доверия к тем, кто принимает экономические решения, у большей части казахстанцев нет. Кстати, и Нацбанк тоже не доверяет гражданам. Помнится, 3 октября 2017 года на открытом заседании правительства председатель Нацбанка Данияр Акишев заявил о том, что во всем виноваты высокие инфляционные ожидания населения и предприятий. То есть, мы с вами. Чем больше народ боится инфляции, тем резвее скачут цены. Правительственные «таргетологи» якобы тут ни при чем. Чем больше у нас страха и недоверия, тем сложнее им «таргетировать». И тут же, на этом заседании умного правительства министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов стал предлагать экстренные меры по обузданию инфляции – создавать запасы продовольствия в регионах, жестко мониторить цены на социально значимые товары… И все это – в открытом эфире. Увидев такие страсти, Митрич решил продавать чуть подороже картошку со своей дачи на Михайловском рынке.

Нечего на народ пенять… А «таргетологи» что делают? Если сегодня на дворе – нищета и казахстанцам очень трудно жить, нужно существовать в режиме жесткой экономии.

А вот как сражается с инфляцией казахстанский бюджет нынешнего года : 33,1 миллиарда тенге пойдут на финансирование повышенных должностных окладов военнослужащих и полицейских. 4,2 миллиарда тенге потратят на «Рухани Жангыру». 20 миллиардов тенге направят на «проведение поствыставочных мероприятий и ускорение работы по подготовке новых офисов на территории ЭКСПО. 13,5 государство потратит на модернизацию сознания казахстанцев в 2018 году. Еще имеются прожорливые программы «Нурлы Жер» и «Нурлы Жол».

О, сколько нам понтов чудесных готовит расточения дух! Творцы наших нелегких будней похожи на празднично щедрых отцов семейств. Они готовы безоглядно шиковать за счет своих обескураженных домочадцев и убеждать их, что ничего страшного не происходит – всего-то семь процентов инфляции. Таргетируем!

Опубликовано в Республиканском еженедельнике «Газета для пенсионеров» (Караганда)

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 429 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - rezonans.kz