- Как бы вы оценили внешнеполитические итоги для Казахстана этого непростого для международной политики года?
- Какие события в Казахстане можно назвать самыми знаковыми и значительными в уходящем году?
- Каким в политическом и социальном плане будет 2019 год для страны и казахстанцев? Будут ли какие-то улучшения? Если да, то в каких сферах?
Сабитов Жаксылык, независимый политолог:
- Если говорить о внешнеполитических итогах, то здесь, безусловно, можно отметить председательство РК в Совете Безопасности ООН, астанинские переговоры по Сирии, окончательное решение «Каспийского вопроса» и т.д. Но, мне кажется, значимость данных «успехов» сильно переоценена. Я считаю, что для Казахстана на первом плане должны стоять вопросы внутренней политики. Играть во внешнеполитические игры, коенчно, гораздо приятнее, особенно если ресурсы позволяют сделать это, но для казахстанского общества такие геополитические игры не несут никаких социально-экономических дивидендов. Поэтому я считаю, что «достижения» нашей страны на ниве внешней политики не важны.
- Самым знаковым событием 2018 года я бы назвал трагическую гибель Дениса Тена и все то, что последовало за этим. Во-первых, за отставку министра МВД и руководителей ДВД Алматы выступило 91 % опрошенных. К недовольным присоединились даже члены пропрезидентской партии «Нур Отан», которые обычно мало отклоняются от «генеральной линии». Во-вторых, власти не пошли на поводу у населения, посчитав отставки данных персон демонстрацией слабости, поэтому были инициированы реформы в МВД, но их результат еще не известен. В-третьих, стала совершенно очевидна низкая эффективность работы казахстанского МВД в Казахстане. Наша страна входит сейчас в топ-5 стран мира с самым большим контингентом полицейских на 100 тыс. жителей. При этом уровень преступности, к примеру, в Алматы на душу населения в 3,5 раза больше, чем в Москве. Раскрываемость преступлений вообще находится «ниже плинтуса». До суда в Казахстане доходит только 18,8 % дел, причем 58,5 % дел остаются нераскрытыми из-за невозможности найти виновных. За семь лет с 2010 года преступность в Казахстане (без учета данных по Алматы) выросла на 43 %, а в Алматы на 115 %. Количество краж в Алматы выросло на 154 %, а в остальных регионах страны на 42 %. В-четвертых, многим стало очевидно, что смерть Дениса Тена, хоть и «черный лебедь» для Казахстана, но причины повышения уровня криминогенности Алматы очевидны. Согласно исследованию Агентства «EXIMAR», завершенному в 2018 году, индекс NEET для Алматы составляет 21,4%. Данный индекс – это показатель доли молодых людей, которые не работают, не учатся, не проходят переподготовку. При существующих трендах в образовании и экономике NEET будет только расти, и через лет 5-10 может достигнуть уровня 30-45 %. Этот факт может наложиться на «молодежный бугор» - ситуацию, когда в демографической структуре населения будет доминировать молодежь. И это может привести к росту «сейсмической активности» в политической системе по типу «арабской весны» уже лет через 5-7. Исходя из всего вышесказанного, можно говорить, что трагическая смерть Дениса Тена невольно пролила свет на целый ряд проблем, существующих в Казахстане.
- Что касается прогноза на 2019 год, то здесь стоит отметить, что многое будет зависеть от даты президентских выборов. Если их проведут в начале 2019 года, то после выборов стоит ожидать плавное падение национальной валюты. Если же выборы пройдут в 2020 году, то 2019 год пройдет под знаком «сдерживания инфляции» и «падения тенге». Многое тут, кстати, будет зависеть от цен на нефть, санкций США и ЕС против РФ, а также от отношений между США и КНР. Ухудшения в этих сферах могут негативно сказаться на Казахстане. У нашего правительства еще достаточно ресурсов, чтобы отвечать на все внешние и внутренние вызовы и угрозы, но возвращения докризисного уровня ВВП (в 2013 году ВВП был равен
236,6 млрд. долларов) ждать придется еще долго (в 2017 году ВВП был равен 159,4 млрд. долларов).
Андрей Чеботарев, политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»
- Внешнеполитические итоги я бы оценил позитивно. В Астане прошла первая рабочая консультативная встреча президентов четырех стран Центральной Азии, правильнее – официальная встреча глав государств четырех центрально-азиатских республик и спикера Парламента Туркменистана, которая задала тренд на нормализацию отношении между странами региона и развития многостороннего взаимодействия. Далее довольно продуктивно прошел V саммит прикаспийских государств, который ознаменовался подписанием долгожданной Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Символично, что это прошло в Казахстане, который с 1994 года является одним из активных участников по данному вопросу. И наконец, Казахстан стал членом Совета Безопасности ООН. Возможно, не всё, что Казахстан планировал, удалось продвинуть, но по крайней мере два года, прошлый и нынешний, дали Казахстану определенный опыт работы в рамках таких международных площадок.
- Самые знаковые, на мой взгляд, события - это принятие закона «О Совете Безопасности РК», где фактически заложен формат осуществления перехода или транзита президентской власти. Когда произойдет сам переход, понятное дело, неизвестно, но принятие закона, по крайней мере, предполагает определенный сценарий - как это может быть.
Ну и, конечно, ряд других событий, которые имели место быть в нашей стране, тоже стали символами уходящего года. К ним относится достаточная активность гражданского общества в основном по вопросам, связанным с защитой урочища Кок-Жайляу. Другое знаковое событие этого ряда - реакция общества на такие резонансные ситуации, как трагическая гибель Дениса Тена и требование общественности по поводу реформирования органов внутренних дел, а также на скандал, связанный с изнасилованием мальчика в Туркестанской области. То есть идет всплеск общественной активности, но если брать активность оппозиционных сил, то была попытка переформатировать процесс путем создания форума «Жана Казахстан» - необычного симбиоза представителей либерально-демократического и национально-патриотического кругов, причем с участием бывшего премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина. Однако ничего из этого не вышло:, если они первоначально ставили одну повестку, то потом все-таки ушли в национально-патриотический тренд. Видимо, это сильно напугало власть, коль она дала понять, что регистрацию этому объединению она не даст.
Наряду с поднятием общественного сознания, уровень критического мышления у населения остается на прежнем уровне. Вернее, будет сказать, что в целом его все еще нет, в основном масса населения, как было, так и остается пассивным. И даже то, что происходит в экономике (курс доллара по отношению к тенге растет, и, соответственно, есть какие-то последствия в сфере малого и среднего бизнеса, в сфере занятости), но, тем не менее, протестных настроений в обществе не наблюдается. Точнее будет сказать - имеется реакция людей с определенным уровнем гражданского сознания на такие критические ситуации, но чтобы в целом в основной массе населения рос протест - такого пока еще нет.
- Сейчас все ожидают досрочных выборов. Пока трудно сказать, в каком формате они пройдут. Возможно, это будут президентские выборы, возможно – парламентские, вместе с выборами в маслихаты. Есть основания и для того, и для другого. Какой из них пройдет раньше, сказать опять же пока трудно.
Ну а что касается изменений в социальном плане, то это то, что задан определенный тренд со стороны государства благодаря двум посланиям президента. Главные из них – предпринимаемые меры по доступности ипотеки, по повышению зарплаты и пенсии, изменению статуса педагога. Я думаю, что этот тренд будет продолжен и дальше в рамках конкретных мер, но каким образом и насколько в условиях того, что происходит в экономике, власти смогут обеспечить их исполнение в рамках социальной сферы, сказать трудно.
Улучшиться ли наша жизнь в будущем году? Все будет зависеть от того, сможет ли Казахстан преодолеть критические процессы, и, во-вторых, насколько она (власть) все-таки будет прислушиваться к общественному настроению, а не навязывать свою повестку, исходя опять же из своих интересов.
Мурат Телибеков, мусульманский общественный деятель:
1.Признавая наши экономические неурядицы, главным достижением ушедшего года можно считать то, что удалось сохранить внутриполитическую стабильность. Это во многом зависело от того, насколько взвешенной была проводимая нашей страной внешняя политика. Пока мы устраиваем всех, а это главное правило задаваемого сегодня тона в политике. У нас ведь нет цели - играть значительную роль на мировой арене. Поскольку мы прекрасно осознаем, что такая задача Казахстану не по плечу. Наша задача – не мешать сражающимся гигантам и не дать себя втянуть в эту войну. Если считать это успехом, то он достигнут
- “Рухани жангыру”. Многие вполне справедливо критикуют эту идею. Но пока это единственное, что заполняет идеологический вакуум в стране. В нем наряду с недостатками (декларативностью, например) есть много и хорошего. Начались, например, аресты высокопоставленных чиновников по обвинению в коррупции. Это отрадный факт, что власть наконец-то начинает осознавать катастрофические масштабы этой «болезни», способной подорвать основы государства.
3.Надеемся, что называется, на лучшее, готовимся к худшему. Экстремальные условия, в которых находится мир, вынуждают президента Казахстана ужесточить меры в отношении демократии и прав человека, но дать при этом послабления в экономическом плане.
Рахман Алшанов, ректор университета «Туран», член общественного совета Алматы:
1.В уходящем году, несмотря на сложную ситуацию на мировой арене, Казахстану удалось соблюсти баланс во внешней политике. Председательствуя в ООН, во многих спорных ситуациях мы сохранили «свое лицо» и неизменную позицию - дружбы со всеми и нейтралитет, не забывая при этом о своих национальных интересах. В ЕврАзЭС наша страна также выполняет роль стабилизирующего фактора. Очень хорошие отношения сложились с ближайшими соседями. С Узбекистаном, например, с приходом туда нового президента. Хорошим знаком является то, что возрос товарооборот с Россией. Неплохое идет сотрудничество с Кыргызстаном и Таджикистаном. И, наконец, завершились переговоры по Каспию, за которыми мы все следили более 20 лет.
Одновременно Казахстан пытается стабилизовать вопросы, связанные с интенсивным оттоком населения в Россию, где выделяется большое количество студенческих грантов для абитуриентов из других стран. В качестве контрмеры было выделено около 20 тысяч дополнительных грантов, что позволило увеличить прием в отечественные вузы в 1,5-2 раза, особенно в вузах приграничных с Россией областей. Интенсивно в ушедшем году строилось жилье. Благодаря этому получил развитие целый кластер, включающий в себя производство цемента, кирпича, арматуры и других строительных материалов, что позволило решить ряд проблем, связанных с занятостью населения. И хотя роль нефтегазового сектора все еще остается высокой, ощутимый подъем чувствуется в сфере сельского хозяйства, пищевой и химической промышленности, цветной металлургии и машиностроении.
- Шоком для всех нас стала трагическая гибель спортсмена – Дениса Тена. Когда на Общественном совете города мы рассматривали эту ситуацию, то был поставлен вопрос об адекватных кадровых решениях по реформированию органов внутренних дел республики. Если такое происходит– убийство средь бела дня известнейшего человека, значит, система МВД дает сбой. Она, мы все знаем, перегружена сегодня несвойственными ей функциями. В общем, заорганизована так, что ей не до охраны общественного порядка.
- Ситуация в мире сегодня непростая. Накопившиеся противоречия между США и Китаем чреваты большими последствиями: поскольку в условиях глобализации все страны связаны между собой, то любое охлаждение ситуации не может не сказаться на самочувствии любой экономики. Поэтому мы должны максимально пересмотреть свою экономическую политику, чтобы сделать ее более гибкой и мягкой. Я имею в виду, что все проекты, которые неэффективны, а просто амбициозны, если не закрыть совсем, то хотя бы скорректировать. Складывающаяся ситуация вынудит внести в внести необходимые коррективы по срокам и масштабам во многие уже начатые проекты. В этой связи необходимо улучшить качество экономической работы во всех областях экономики, сделав упор на эффективность реализуемых и намечаемых программ.
