Суббота, 29 сентября 2018 10:13

Кто будет в ответе за коррупцию? Избранное

Автор

Угрозу для национальной безопасности государства представляют не только попрание конституционных прав и свобод граждан, нарушение целостности и суверенитета страны, но и такое уродливое и въедливое явление, как коррупция. Имея определенные должностные полномочия, чиновники используют свое положение в корыстных целях для личного обогащения. Коррупция появилась не вчера, свой отчет она ведет с первобытного общества. Извести ее сложно, но необходимо.

Не так давно Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции вынесло на обсуждение свою инициативу. Это заявление о поправках в законодательство, согласно которым министры и акимы будут нести ответственность за коррупционные преступления своих подчиненных. Своё отношение к такому предложению высказали эксперты, которым корреспондент портала «Rezonans.kz» задал следующие вопросы:

Насколько необходима предлагаемая мера?

Насколько поправки (если они будут приняты) будут эффективны и окажут положительное воздействие на уменьшение масштабов коррупции?

Какие меры по борьбе с коррупцией предложили бы лично Вы?

Ербол Едилов, управляющий директор по стратегии и аналитике GR Consulting Group:

Едилов

Очень необходимая мера в нынешних реалиях. Если производить реформы, то действительно направленные на противодействие коррупции. Это как лечение раковой опухоли, если терапия не помогает, нужно оперативное хирургическое вмешательство.

На мой взгляд, поправки эти будут эффективны, масштабы коррупции уменьшатся. Акимы областей зачастую чувствуют себя чуть ли не местными князьками. И до сих пор имеются факты командного перемещения. Назначают акима, и он привозит с собой свою команду человек 10-20, бывает и больше. Полностью согласен с мнением бывшего председателя Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции Кайрата Кожамжарова, что командное перемещение акимов - это практически ОПГ. С какой целью аким набирает свою команду? С целью, чтобы информация не просочилась, чтобы совершать коррупционные действия, и покрывать их.

Меры по борьбе с коррупцией я бы предложил следующие. Сейчас на местах Департамент по делам госслужбы имеет очень мало полномочий по наказанию за нарушение этического кодекса, дисциплинарных проступков. Практически «беззубые». Поэтому я считаю, что и Департамент по делам госслужбы и Национальное бюро по противодействию коррупции должны иметь более широкие полномочия. Взять тот же факт командных перемещений. Несмотря на запрет Елбасы факты этого явления до сих пор есть в нашей жизни. "Протекционизм, кумовство, трайбализм все это безоговорочно нужно истреблять. Все назначения должны происходить по принципу меритократии. У нас даже в маленьких в районых акиматах везде кумовство, везде родственники, везде по блату. Многие, получившие высшее образование специалисты, да пусть хоть Гарвардский университет, не могут устроиться на должность без протекции, без родственных связей. В итоге они остаются не у дел, а дилетанты занимают их места. Это нужно непременно менять. Коррупция возникает из-за того, что существует такой кадровый беспредел на всех уровнях.

Магеррам Магерраммов, депутат фракции «Народные коммунисты» Парламента РК, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК:

магеррамов2

В целом, уже все признали, что необходима борьба с коррупцией, с этим злом, которое у нас есть. Относительно того, что первый руководитель должен уходить, если его подчиненный уличен в использовании служебного положения, на мой взгляд, нужно понимать, насколько справедлива будет такая мера. Ведь никто не отменял презумпцию невиновности. Будет ли это соответствовать законодательным нормам, которые у нас есть? Поскольку только суд может определять виновность человека. Суд должен доказать действие или бездействие самого руководителя. Если суд подтвердит, что первый руководитель был соучастником, то тут уже не просто уходить, а отвечать за свои коррупционные действия вместе с подчиненным, согласно законодательным нормам в зависимости от правонарушения. Закон должен быть справедливым. Есть моральная сторона, но насколько она должна быть применима, ведь здесь можно нанести вред, если хороший первый руководитель должен уйти только потому, что сыграл человеческий фактор алчности у его заместителя, и тот совершил коррупционные действия.

Эта мера не будет иметь того эффекта. Аким или министр должны будут своих подчиненных за ручку водить? Есть законы, есть наказания, и все равно коррупционные правонарушения совершаются. Скорее эта мера вызовет анти эффект, нервозность, или первый руководитель будет набирать не профессионалов, а по принципу: «надежный или ненадежный».

Во-первых, не выборочно подходить к этому вопросу. Наказание должно быть и для тех, кто берет взятки, и для тех, кто дает взятки. То есть идти параллельно. Во-вторых, общество должно само меняться, быть нетерпимым и не стараться даже по мелочам выходить за рамки закона. Многие считают, что дескать, заплачу кому надо и получу желаемое быстрее. Получается, одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Люди, которые назначаются на ответственные посты, должны работать и жить с пониманием, что взятки, кумовство - это плохо, недопустимо. Тогда будет успех. Просто карательные меры, даже если и будут иметь небольшие результаты, то точечно и временно. Когда мы перестанем думать и говорить, что коррупция начинается с роддома, тогда созреем, чтобы не давать и не брать взятки. Нужно, чтобы всё общество понимало, что это нехорошее явление, и оно должно изжить себя.

Жаксылык Сабитов, политолог:

Сабитов2Практика того, что часто подчиненные подписывают бумаги и осуществляют деятельность в интересах своих начальников, довольно распространена в Казахстане. Поэтому можно считать, что предложенные поправки это один из вариантов попытки пресечь такие деяния. Но, по моему мнению, это не совсем эффективный способ борьбы с коррупцией. На Западе нет таких поправок, и там часто люди по своей воле или под давлением общественности уходят с постов из-за просчетов подчиненных.

Я не думаю, что эти поправки окажут серьезное влияние на масштаб коррупции.

Считаю, лучше делать такую же систему как на Западе. Необходимо, чтобы все начальники высокого уровня публиковали бы ежегодные публичные декларации о доходах и за большие несовпадения между реальностью и декларацией - снимать данных людей с постов. Там любой подарок государственному служащему стоимостью выше 10 долларов декларируется. Если за вас заплатит кто-либо в ресторане, то это может стать причиной отставки. Там очень трудно взять взятку и при этом пользоваться этими деньгами. Сначала их надо отмыть, а это рискованно и не очень просто. В прозрачном мире, чиновники боятся брать взятки, так как это чревато крахом всей карьеры.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 508 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика