- 17 мая 2018 года в Астане подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой. Какие выгоды несет в себе данное соглашение для стран ЕАЭС и для Казахстана в частности?
Ербол Едилов, кадровый аналитик, управляющий директор GR Consulting Group:
- Сделки с КНР создают гарантии будущего развития экономики в сфере индустриализации, открытии новых производств, в том числе в транспортно- логистической сфере.
Например, в будущем хотелось бы прошить весь Казахстан высокоскоростными поездами, чтобы время пути между городами было в 2-3 раза короче.
Жаксылык Сабитов, независимый политолог:
- Ответить на данный вопрос я не смогу, так как не отслеживаю на экспертном уровне именно экономические отношения КНР и РК. А отделываться общими фразами, только для того, чтобы что-то сказать, считаю недопустимым и непрофессиональным подходом.
Айкын Конуров, секретарь ЦК КНПК, депутат Мажилиса Парламента РК:
- Не сделав полный анализ документа трудно сказать конкретно, но по представленной в открытом доступе информации можно предположить, что ЕАЭС и КНР, проведя с 2016 года 5 раундов переговоров, нацелены на кооперацию в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и последующем создании зоны свободой торговли. Экспорт ориентированная экономика Китая заинтересована в рынке, транзитных путях, энергоресурсах и металлах ЕАЭС. Так же Поднебесная готова интегрировать в экономики стран ЕАЭС ряд своих промышленных предприятий с полным технологическим циклом и определенными рынками сбыта. План по Казахстану - 51 завод, что помимо улучшения занятости, серьезно диверсифицирует экономику, повысит экспортную выручку, положительно отразится на платежном балансе.
- Проникновение китайских компаний в нефтегазовую отрасль Казахстана, соглашение о переносе 51 предприятия на территорию нашей страны, этапы реализации которого крайне скудно освещаются в средствах массовой информации, породили антикитайские настроения в отдельных сегментах казахстанского общества. Насколько обоснованы подобные настроения? Стоит ли опасаться китайской экономической экспансии? Не приведет ли дальнейшее углубление казахстано-китайского сотрудничества к потере суверенитета Казахстана?
- Не только чрезмерный рост китайского влияния в нефтегазовой сфере, представляет риск для национальной безопасности страны, но и в других сферах. Например, в сфере коммуникации и высоких технологий. Чего стоит опасения американцев от компании Huawei, которая уже в ближайшее время может вытеснить Samsung на рынке мобильных устройств. Так, по мнению некоторых американских чиновников, является потенциальным инструментом для шпионажа, спонсируемого государством. Еще в 2012 году Штаты опубликовали доклад для Конгресса ООН, где утверждается, что Huawei представляет угрозу национальной безопасности, заявив, что его оборудование может позволить Китаю отслеживать или отключать телекоммуникационные сети. Уже сейчас Huawei - это третья по величине компания по производству смартфонов в мире после Samsung и Apple. Выгода экономическая, которая пойдет на индустриализацию республики с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях. Говоря о китайской экономической экспансии, следует обращать внимание на других игроков. Все китайские доли компании, вместе взятые, не сопоставимы, например, с долей компании Шеврон в Тенгизшевройл, к тому же предприятия с китайским участием не имеют значительного ресурсного потенциала в Казахстане. В ближайшем будущем по мере увеличения экономического влияния китайских компаний в Казахстане в стране может появиться явное прокитайское лобби в местной политической и бизнес-элите. Очень много обучающихся в КНР наших соотечественников.
- Я вообще не уверен, что проникновение китайских компаний в нашу экономику могло стать причиной антикитайских настроений. Мне кажется, страх большого Китая - это проекция иррационального страха перед чем-то большим. Люди боятся в основном образа огромного Китая, который на несколько порядков больше по численности населения Казахстана. Есть такая шутка: «Население Казахстана равно статистической погрешности при переписи населения Китая», то есть там, когда проводят перепись, могут ошибиться на плюс минус 20 млн. человек. Исходя из этого, боязнь демографической экспансии Китая существует у людей. Но я бы тут хотел отметить, что эти страхи иррациональны и китайская экономическая экспансия не затронет суверенитета Казахстана, так как в современных реалиях международных отношений лучше не насильно присоединять территории, а экономически подчинять экономики соседних стран. В новой системе международных отношений не нужны колонии, есть неоколониальные экономики, которые можно охарактеризовать дефиницией 19 века: «колония характеризуется двумя вещами: доминированием вывоза ресурсов из страны и доминированием ввоз иностранной готовой продукции в страну». С этой точки зрения Китаю не нужно «завоевывать» Казахстан, сейчас экономические битвы дают гораздо больший эффект, чем реальная геополитическая экспансия с завоеваниями. Насчет вопроса: «Стоит ли опасаться китайской экономической экспансии?», здесь ответ неоднозначный. С одной стороны, это иностранные инвестиции, которые приходят в нашу страну, а с другой стороны, это инвестиции будут увеличивать зависимость экономики Казахстана перед Китаем. Но взвешивая на весах плюсы и минусы, стоит отметить, что все-таки в такой внешнеэкономической деятельности Китая больше плюсов, чем минусов.
- Хотел бы сразу сказать, что о потере суверенитета говорить нет смысла, потому что никогда ни прямые, ни портфельные инвестиции не приводили к потере суверенитета той или иной страны. Все происходило прозаично – прямая военная интервенция. Предупреждение таких вариантов развития событий и противодействие этому оказывают, как различные наши ведомства, так и крупные глобальные игроки, которые абсолютно не заинтересованы в потере суверенитета Казахстаном. Помимо этого мы подстрахованы участием в различных международных и региональных организациях по безопасности.
- Могут ли антикитайские настроения раздуваться специально, извне или изнутри с целью дискредитации действующей власти? Кому, каким игрокам, на Ваш взгляд, выгодно разыгрывать антикитайскую карту в Казахстане?
- Антикитайские настроения могут "рисовать" другие державы, представленные в РК.
- Я думаю, действительно антикитайские настроения могут раздуваться специально разными группами. Но делается это, скорее всего в своих целях, а не для дискредитации действующей власти. Кто-то пиарится на этом, кто-то на этом может сделать себе имя. Но для меня деятельность Китая в Казахстане является меньшей проблемой, чем проблема положения казахов в Китае. Сейчас Китай начал политику жесткой ассимиляции всех национальных меньшинств в Китае. При этом в отношении уйгуров и казахов, эта политика еще получает новое измерение. В СУАР происходит борьба с исламом в целом. Считается, что ислам позволяет уйгурам и казахам сохранится как нации в Китае, так как этот маркер различий позволяет себя чувствовать неханьцем и укреплять свою национальную идентичность. Я думаю, если такая этнокультурная политика Китая по отношению к казахам будет продолжаться на протяжении еще 15-20 лет, то появится новая социальная группа «китайских шала-казахов», которые будучи по происхождению казахами, не будут знать казахский язык, будут мыслить на китайском и принадлежать к единой гражданской нации Китая.
- Ни для кого не секрет, что в мире идет постоянная война за доминирование. Просто фазы этой войны разные. Самая горячая фаза – это военный конфликт, но так бывает, когда дипломатические усилия уже не помогают. В постоянном режиме идет информационная война, нацеленная на захват умов большей части населения. Антикитайская карта впервые на моей памяти была разыграна СССР периода Н.Хрущева, и она была больше основана на амбициях лидеров двух стран, но и мир тогда был многополярный. Это привело к подъему одной страны и закату другой. Сегодня же в условиях тотальной глобализации надо смотреть - кому выгодно формировать у казахстанцев негативный образ Китая. Учитывая, что в геополитике друзей надолго не бывает, а есть только временные союзники, можно предположить, что укрепление экономической и военной мощи Китая не нравится очень многим сильным странам, потому что это вынудит их сдать часть своих позиций по части влияния на международную повестку дня. А сильных в военном и экономическом плане стран у нас можно пересчитать по пальцам. Можем смело зачислить их всех в заинтересованные.
Итак, мнения экспертов дают некую уверенность, что пока китайский дракон не представляет серьезной угрозы для Казахстана. Китайские инвестиции мощным потоком вливаются в экономики многих стран. Деловое сотрудничество нацелено на долгосрочные перспективы. И будем надеяться, что выражение «купил с потрохами» не про нашу страну в этой сделке.
