РЕФОРМА БЛАГИХ НАМЕРЕНИЙ
Впрочем, как обычно, цели у реформаторов самые благие. По словам министра здравоохранения Елжана БИРТАНОВА, поправки в законодательные акты РК по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий вводятся, прежде всего, в интересах граждан.
- Для повышения экономической доступности лекарственных средств для населения, - заявил он в среду, выступая на пленарном заседании Мажилиса, - будут внедрены механизмы регулирования всех цен при оптовой и розничной реализации.
Изучив опыт разных стран, министерство пришло к выводу, что регулировать ценовой вопрос необходимо на всех уровнях – от производителя и оптовика, до продавца-фармацевта в аптеке. Пока же у нас в этом плане царит полная вакханалия.
- Мониторинг цен в розничных аптеках Алматы и Астаны показал, - уточнил Биртанов, - что разница стоимости одного и того же наименования в разных аптеках может составлять более 100 процентов. Наценка сегодня колеблется в оптовом звене от 7 до 50 процентов в зависимости от стоимости лекарства. Чем дороже лекарство, тем меньше наценка. В розничном сегменте наценка составляет от 30 процентов на дорогие и до 300 процентов на дешевые препараты. Как правило, сезонность и высокий спрос имеют значительное влияние на ее формирование.
Пока что в Казахстане заботятся только об интересах бюджета. В РК цены регулируются только на лекарственные средства и изделия медназначения, закупаемые для оказания гарантированного объема бесплатной медедицинской помощи. Здесь установлены предельные цены, выше которых закупать нельзя. Теперь эту практику планируется несколько изменить.
- Внедрение регулирования цен на все лекарства путем установления предельной цены с учетом оптовых и розничных наценок, выше которой продавать нельзя, позволит в последующем перейти на используемый в большинстве стран Европы механизм возмещения за лекарственное средство и уйти от процедур закупа лекарств, - проговорился Биртанов. - Вся информация о предельных оптовых и розничных ценах будет размещена на интернет-ресурсах Минздрава, а также в государственном реестре зарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий.
Теперь общественность терзают смутные сомнения, а не задумывалось ли всё это с исключительной целью монетизировать бесплатные лекарства и избавить ведомство здравоохранения от лишних забот ?
ДЕЛО ТОЛЬКО В ЦЕНЕ
Проблема в том, что данные Минздрава и аптечных ценников имеют привычку разительно отличаться. Причем почему-то это понимают все, кроме чиновников.
- Планируется внедрить обратную связь от населения с предоставлением фактов завышения цен, - сообщил так же министр. - С этой целью сейчас разрабатывается мобильное приложение для граждан, позволяющее получать информацию о ценах на лекарственные средства.
Что делать гражданам с полученной информацией, если аптекарь наотрез откажется продавать таблетки по госцене, Биртанов, правда, не пояснил. А качать права с температурой, головной болью и прочими неполадками в организме несколько проблематично. Если больной (и хорошо если не умирающий) родственник ждет дома спасительного лекарства – и того проблематичнее.
- Основными результатами внедрения законопроекта будут являться повышение экономической (ценовой) доступности лекарственных средств для всех групп населения, - резюмировал глава Минздрава, - и снижение государственных издержек на лекарственное обеспечение… Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных затрат из бюджета.
Свои издержки государство, возможно и снизит. А с точки зрения населения, предлагаемые меры пока что выглядят, как очередной помпезный выезд очередного регионального акима на рынок, с целью регулирования цен на продукты. Для особо непонимающих чиновников поясняем: сменить ценник на витрине – дело трех секунд.
МЕНЬШЕ – МОЖНО, БОЛЬШЕ - НЕЛЬЗЯ
Подробностями регулировочного механизма заинтересовалась депутат Татьяна ЯКОВЛЕВА.
- Все-таки хотелось бы, чтобы вы пояснили более подробно, как будут регулироваться розничные цены на лекарства, - попросила она. - И в целом, не приведет ли данное нововведение к повышению розничных цен на лекарственные препараты?
Министр заверил, что принимаемые нормы приведут только к удешевлению.
- Регулирование цен будет проходить в три этапа, - объяснил Биртанов. - На первом этапе, в автоматическом режиме, все производители и импортеры лекарственных средств на сайте национального центра экспертизы будут регистрировать заводскую цену. Цену «входа» в Казахстан, в сравнении с пятью минимальными ценами для этого препарата в других странах. После этого установлена будет предельная оптовая наценка, и после этого будет применяться предельная розничная наценка.
Размер наценок, по словам министра, будет основываться на рыночных показателя и зависеть от стоимости самого препарата. Для более дорогих лекарств предполагаются низкие наценки, для дешевых препаратов позволят «наценить» побольше.
- Таким образом, формируется предельная цена, которая будет утверждаться министерством здравоохранения, - продолжил глава Минздрава. - В целом данная норма не приведет к повышению цен, поскольку она уже базируется на нынешних рыночных наценках. Она лишь устранит те случаи, когда на одно и то же лекарство, на одно и то же торговое наименование, цены варьируются. Здесь будет предельная цена, на каждое торговое наименование. То есть можно снижать, но повышать нельзя.
Увы, наше население уже подозревает, что автоматический режим весьма легко переводится в режим отстрела одиночными. О качестве лекарств говорилось много, а вот о количестве будто забыли. И есть опасения, что очень скоро именно рядовые граждане имеют все шансы столкнуться с дефицитом дешевых препаратов, потому что ввозить и продавать дорогой «товар» и оптовику, и реализатору будет намного выгоднее. А рычага регулирования, заставлявшего бы аптеки закупать именно эти наименования лекарств, у Минздрава нет.
ПАТЕНТОМ НЕ ВЫШЛИ!
К тому же, как выяснил мажилисмен Юрий ТИМОЩЕНКО, далеко не все препараты подпадут «под регулятор».
- Процесс ценообразования на лекарственные препараты и закуп будут проводиться по международным непатентованным наименованиям в соответствии с установленными предельными ценами, - напомнил депутат министру. - А цены на патентованные, оригинальные лекарства, они выпадают из сферы регулирования. Однако они продаются населению в розницу, и так же закупаются в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Депутатами были внесены предложения в Правительство, по регулированию цен на патентованные оригинальные лекарственные препараты. В этой связи хотелось бы уточнить, какова ваша позиция?
Министр дипломатично и завуалировано заявил, что согласен с точкой зрения народных избранников. Очень дипломатично и завуалировано.
- Мы говорим о регулировании предельных цен, на основе международных непатентованных наименований, - ответил он парламентарию. - По сути, они подразумевают собой базовое химическое вещество, которое входит как в оригинальные, так и в аналоговые препараты, и тем самым подразумевает, что ценовое регулирование будет на все лекарственные средства, но вот такая норма, пояснительная, она нами поддерживается.
Что имелось ввиду, похоже, не понял даже спикер Мажилиса Нурлан НИГМАТУЛЛИН, поэтому и переспросил.
- Вы, как уполномоченный госорган, считаете, что предложения по регулированию цен на патентованные лекарства можно поддержать? – уточнил он.
- Да, конечно, - покладисто согласился Биртанов.
ПОЧТИ КАК У ЕВРОПЫ
Депутата от КНПК, Ирину СМИРНОВУ заинтересовал процедурный вопрос.
- Согласно законопроекту, Министерствам здравоохранения и внутренних дел передается компетенция по выдаче лицензий и разрешению на фармацевтическую деятельность, - отметила коммунистка. - В настоящее время эти полномочия осуществляют акиматы регионов. На мой взгляд, такой подход может усложнить процедуру получения лицензии для предпринимателей. В связи с чем и с какой целью вводится новый порядок?
Конечно, министр заверил, что, прежде всего, такой порядок вводится для обеспечения качества и безопасности лекарственных препаратов, потому как постлицензионного контроля за соблюдением стандартов безопасности розничной торговли у нас практически нет.
- В связи с этим и в связи с принятым обязательством, в госпрограмме развития здравоохранения «Денсаулык», о вступлении в Европейский союз фармакологического надзора, - уточнил Биртанов чуть позже. - Там есть требование передачи лицензирования от местных исполнительных органов в соответствующий госорган и в территориальные департаменты. При этом при выдаче лицензии основным требованием будет обеспечение качества, надлежащего хранения и отпуска лекарственных средств. С этой целью мы вводи данную норму.
Механизм ценового регулирования, как ранее говорил министр, так же ориентирован на международный опыт стран ОЭСР. По их же схеме планируется монетизировать (точнее компенсировать) «бесплатные» лекарства. Европа, она ж плохого не посоветует!
После недолгого обсуждения законопроект был принят. Подводя итоги, спикер палаты Нурлан Нигматуллин отметил, что население очень ждет данный документ.
- Наша с вами первостепенная задача - чтобы после введения в действие закона люди почувствовали не только выровненную ценовую линейку, но, в отдельных случаях, и снижение цен, - подчеркнул глава Мажилиса. - И все это при сохранении абсолютного качества фармацевтической продукции.
Спикер поручил парламентариям и разработчикам подготовить законопроект ко второму чтению. Есть надежда, что в ходе обсуждения законодательные нормы будут выправлены и соотнесены с реальностью. В конце концов, нужно быть оптимистом.
Telegram-канале









































































































