Анархия цен
Согласно исследованию «Energyprom», самой дорогой продукт в Казахстане – мясо, и дороже всего оно обходится жителям Астаны. Кстати, мясо дорожает быстрее, чем прочие продукты питания — на 8−10% за год, при среднем росте цен на другие продтовары в 5,5%. Сильнее всего за минувший год подорожала говядина — сразу на 9,9% (до 1481 тг за кг). Баранина выросла в цене на 9% (до 1390,1 тг за кг). Свинина и конина подорожали на 8,8% (до 1254,3 тг) и 8% (до 1619,9 тг) соответственно. По данным агентства, самая дорогая конина в Караганде — 1841 тг за кг.
Немного подросла в цене курятина — рост на 0,4% (до 745 тг за кг). В Атырау самая высокая цена на мясо птицы —куры здесь стоят по 890 тг за кг.
Между тем, можно констатировать, что данные, приведенные в исследовании, не во всем сходятся с реальностью. Так, на Зеленом базаре Алматы цена конины доходит до 2800 тенге за кг, а говядина здесь же продается по 1600 -1800тг за кг.
При этом, по данным того же источника, казахстанцы сильнее страдают от инфляции, чем соседи по ЕАЭС. С начала года цены в РК, даже согласно официальной статистике, поднялись уже на 1,8%, в Кыргызстане – на 1,1%, в России – всего на 0,8%.
Любопытно, что говядина на 4,8% у нас дороже, чем в киргизском Бишкеке. Сливочное масло обходится жителям столицы РК на 24,3% дороже, чем в столице КР. Молоко в Астане стоит 237 тг за литр, что на 13,5% больше, чем в Бишкеке. Картофель обходится астанчанам по 142 тг за кг – что на 6,8% дороже, чем бишкекчанам.
Вместе с тем, приводятся успокаивающие цифры о том, что продукты в Казахстане все же дешевле, чем в столице России – Москве. Однако, как нам кажется, данное сравнение не совсем корректно, поскольку уровень зарплат в российской столице гораздо выше, нежели в Казахстане.
Пояс провалился
Народные коммунисты Казахстана бьют тревогу: продовольственная безопасность страны, в частности Астаны, под угрозой. В депутатском запросе в адрес правительства, озвученном депутатом фракции КНПК Тургуном СЫЗДЫКОВЫМ 25 апреля текущего года, говорится: «Производство качественной продовольственной продукции в близлежащих к столице регионах и прямые поставки их на столичный рынок, в соответствии с программой формирования Продовольственного пояса оказалось проваленным… Только за последние два года, завезя импортного продовольствия на 42 миллиарда тенге, мы проинвестировали развитие производства продукции в других странах и подсекли отечественных производителей…
Лишь около 30% огромных площадей выделены продукциям состоявшимися местным производителям, таким как агрофирмы «Родина», «Ижевская», Малиновка и ряда хозяйств Зерендинского и Бурабайского районов. Практически нет овощей и фруктов, а то, что лежит на небольшом прилавке субарендатора – сомнительного качества. Реклама отсутствует, продавцы не знают ни производителей, ни сроков годности продукции. При виде мяса говядины, конины, баранины на их прилавках, готовы выплеснуться не самые лучшие эпитеты. При этом цены не ниже рыночных. Такое ощущение, что весь неликвид собран здесь. Остальные 70% площадей ничем не отличаются от многочисленных торговых центров с набором, в основном, импортных товаров…
Цены на огурцы, помидоры, капусту и другие овощи, которыми всю советскую историю в полном объёме обеспечивало население само себя, диктуются поставщиками из южных регионов, а также зарубежья. Единственная промышленная теплица «Эко Стандарт» выпала из поля внимания и поддержки минсельхоза и акимата Астаны. Цены на её продукцию выровнялись с ценами импортёров…».
Сплошь импортный провиант
Очевидно, что одна из главных причин дороговизны продуктов – нехватка отечественных продуктов питания и, следовательно, их импорт из-за рубежа. Так, по данным НПП «Атамекен», только в 2016 году Казахстан импортировал продуктов питания на сумму около 3 млрд долларов США: говядины на 36 млн долларов США, лука и чеснока на 35 млн долларов США, помидоров на 70 млн долларов США, картофеля на 16 млн долларов США, а также множество других наименований продуктов.
Народные коммунисты последовательно поднимают проблему завышенных цен на продукты питания и недоступности качественного питания для незащищенных граждан.
– К нам, в общественную приемную и благотворительный проект «Шапагат» обращается множество малообеспеченных граждан, одиноких и многодетных матерей с просьбами об оказании продуктовой помощи, – констатирует третий секретарь АГК КНПК Марианна САФРОНОВА. – По возможности, мы собираем продуктовые пакеты и передаем их нуждающимся, но помочь всем мы не можем. На круглых столах, которые неоднократно организовывались по этой теме, мы выслушивали претензии потребителей. Действительно, производства у нас мало, а посредников много – в этом одна из главных причин дороговизны продуктов питания. Мы обеспечиваем себя продуктами лишь частично, все остальное привозим импортное. И понятно, что из-за транспортных расходов товары дороже, нежели местные. Но вот возмущает парадокс: местные продукты тоже дорогостоящие! Та же местная колбаса производства алматинских компаний стоит даже дороже – 2500– 5000 тенге за кг и выше, и качеством высоким часто не отличается. То есть, наша колбаса выходит дороже, чем такая же по качеству российская или киргизская. Овощи и продукты тоже дорогие, сейчас середина весны и как правило, цены на плодоовощную продукцию сохраняются еще высокими. Если спросить на базаре, откуда зелень, помидоры или огурцы – то чаще всего отвечают: из Ташкента или Китая. Что огорчает: цены остаются высокими вплоть до конца июля– начала августа, несмотря на то, что уже вовсю спеет свежий урожай.
По словам М.Сафроновой, заоблачные цены вовсе не гарантируют качества:
– Казахстанская молочная продукция тоже намного дороже, чем киргизская, а ее качеству (после публикаций в СМИ о засилии в РК пальмового масла) уже и не всегда доверяешь. Есть такие подозрения, что маркировка продукции не совсем соответствует ее составу. Например, на творожных сырках или плавленом сыре местного производстве пишется лишь: «растительный жир», а какой– остается только догадываться. Получается, что нас «травят» баснословно дорогими и некачественными продуктами. Ситуацию необходимо менять!
В свою очередь, профессор Александр ХОЛОДКОВ выразил свою точку зрения в интервью порталу «Резонанс»:
– Разрушенный аграрный сектор республики – объективная причина дороговизны мяса и других продуктов. Нужно поднимать аграрный сектор с колен, восстанавливать его! Ведь в советское время мы были мощной аграрной республикой! В своих трудах я приводил данные по наличию КРС и МРС в Казахстане до распада СССР и после. Но и сейчас, при разумном подходе и восстановлении сельского хозяйства, свое население мы смогли бы прокормить по доступным ценам, не завися от импорта. А для этого нужны государственные вливания! Частники, живущие на кредитах, республику не прокормят, это уже доказано нашим горьким опытом. Ведь жителям сельской местности усложнили условия содержания, выпаса скота и заготовки сена, скот негде пасти. После введения частной собственности на землю в 2003 году многие лучшие земли находятся в частных руках. Необходимо провести тщательную ревизию использования сельхозугодий, пустующие и не используемые под сельское хозяйство земли – задействовать. Есть и субъективная причина высоких цен – спекулятивные настроения как местных производителей, так и перекупщиков, сбытчиков продукции. В необоснованной погоне за наживой спекулянты взвинчивают все цены вверх!
Мнение спикера идет в унисон и с предложением депутата Т.Сыздыкова, озвученным в том же запросе на имя главы правительства: необходимо «разработать действенные механизмы ценообразования, сократить дистанцию между производителем и покупателем, устранить паразитический слой посредников».
Картой против голода
Похоже, что власти на данный момент еще не нашли реального механизма влияния на беснующиеся цены. И если раньше акиматы заключали меморандумы с бизнесменами о неповышении цен на отдельные виды продуктов, то сейчас, кажется, о меморандумах благополучно забыли, нет уже и «горячих линий» для жалоб на необоснованно завышенные цены, не слышно и об акиматовских рейдах на рынки и базары. То есть, даже попыток обуздать цены практически не предпринимается. Тишь, гладь, да Божья благодать. Видимо, и граждане наши свыклись с ненормально растущими ценами на продукты питания, обреченно не обращая внимания на меняющиеся ценники, вольготно прыгающие вверх цены.
В таком критическом положении одним из реальных путей выхода из тупика могли бы стать продовольственные карты. Народные коммунисты неоднократно выступали с такой инициативой. Напомним, мажилисмен Айкын КОНУРОВ в 2014- 2017 годах предлагал ввести в Казахстане поддержку для незащищенных слов населения в виде социальных карт:
– Суть нашего предложения в том, что государство перечисляет на счета социально-незащищенных граждан определенную сумму (примерно 60-70 тыс. тенге). На эти средства получатели могли бы закупить продукты отечественного производства. Двойная польза была бы налицо: социальная защита простых людей плюс поддержка казахстанских производителей.
Однако, пока такую инициативу народных избранников во внимание не приняли. И будет ли в будущем внедрена подобная система социальной защиты в Казахстане – во многом зависит не столько от богатства или скудности казны, сколько от политической воли.
К сведению, продуктовые карты – признанная международная практика, эффективная мера, с успехом применяемая в странах Европы, в США. Американской программой льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program) активно пользуются 47 млн граждан США. В США льгота действует с 1974 года. Среднемесячный размер пособия на человека составляет 125,5 долларов. По данным на октябрь 2016 года, эта программа распространялась на 43 миллиона американцев.
В России в 2017 году планировалось внедрение программы продовольственных сертификатов, которой предполагалось охватить 15-16 млн россиян. В Индии среди беднейших слоев населения распределяют не только продукты, но и другие товары, например, топливо. Подобные программы запущены на Кубе, в Венесуэле, Никарагуа и других странах.
Хочется надеяться, что предложения народных коммунистов все же будут услышаны властями, что в итоге положительно отразится на социальном и финансовом самочувствии наших сограждан.
