- Для меня это уже глубокая древность, - улыбается он.
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ…
Тот свой политический демарш, Мухтар Тайжан объясняет особенностью того исторического момента.
- Тогда был предвыборный сезон, - рассказывает он. – В свои ряды меня звали многие партии, в том числе ОСДП «Азат», партия «Руханият», другие тоже звали. Я уже на тот момент был достаточно известен, в том числе из-за известности моего покойного отца, Болатхана Тайжан.
- Вы остановили свой выбор на партии «Руханият». Почему, если не секрет?
- В партийный список «Руханият» меня уговорил войти Мухтар ШАХАНОВ. Где-то за полгода до этого разговора, я познакомил Шаханова с Серикжаном МАМБЕТАЛИНЫМ. С самим Мухтаром Шахановым я начал работать еще с 2009 года. Тогда, вместе с другими, мы выступили против провластной Доктрины национального единства, когда власть решила ввести "казахстанскую нацию". Потом, мы выступили против передачи 1 млн га земли в аренду Китаю. А в марте 2010 года, мы также вместе выступили против создания Таможенного Союза. Как видите, все это было задолго до партии «Руханият».
О знакомстве попросил сам Мамбеталин. Я подумал: «Серик - вроде нормальный парень, только вернулся с Европы, "зеленый", почему бы и нет?». У Мамбеталиина, как он тогда говорил, были на руках документы, партия. У Шаханова был авторитет. И они договорились вместе идти на выборы. Я заходить в Парламент не планировал, так как активно занимался бизнесом. Но потом Шаханов уговорил войти в этот список и меня, «номером третьим».
- И какими аргументами он Вас убедил?
- Шаханов сказал, что, если мы войдем в Парламент, то кто будет работать с законами? У них не хватало грамотных людей. Шаханов говорил: «Кто еще может работать с законами? Поэтому я тебя прошу, не отказываться. Эта работа нужна нашему народу!» Ну и я согласился.
ВЫХОД ТАМ, ГДЕ ВХОД
- Что было потом?
- Потом дней через 20 случился расстрел жанаозенских нефтяников. Как вы знаете, было много жертв. Я вошел в Общественную комиссию по расследованию этих вобытий. Кроме меня в эту Комиссию вошли такие политики, как Рысбек САРСЕНБАЙ, Владимир КОЗЛОВ, Булат АБИЛОВ, Гульжан ЕРГАЛИЕВА, Амиржан КОСАНОВ, Зауреш БАТТАЛОВА, и др. Мы несколько раз ездили туда, в Алматы организовывали митинги, за что нас судили. Нефтяники нам тогда говорили: «Если вы нам сочувствуете, снимайте свои партии, свои кандидатуры с ближайших выборов!» (Выборы были назначены на 15 января 2012 года.) Я посчитал, что это правильно, потому что еще даже 40 дней не прошло после этой трагедии. Как можно было продолжать агитационную кампанию, предвыборные туры во время траура? Я лично пообещал нефтяникам, что так и будет и сделал это. Кстати, тогда больше ни одна оппозиционная партия, ни один политик так не поступил.
- Но Ваши однопартийцы не согласились на это.
- Я вернулся в Алматы и сказал Шаханову, что мы должны сниматься с выборов, мы должны бойкотировать их в знак солидарности с пострадавшими в Жанаозене. И предупредил, что если «Руханият» пойдет на выборы, я сниму свою кандидатуру и выйду из партии. Я подождал несколько дней. Реакции никакой не было. «Руханият» не снялся с выборов. Поэтому я написал свое заявление и вышел. По моему, все предельно просто и ясно.
Текст заявления Тайжана до сих пор можно найти в сети.
«…Я, Мухтар Тайжан, президент фонда Болатхана Тайжана, отказываюсь от участия в парламентских выборах 15 января 2012 года в знак протеста против применения смертоносного оружия к нашим гражданам в Жанаозене. Этим шагом я выражаю свою личную солидарность с нефтяниками Маңғыстау. В связи с тем, что по вопросу неучастия в выборах мы в течение нескольких дней не смогли прийти к консенсусу с руководством партии, я так же покидаю партию «Руханият»…»
- Насколько я помню, партию «Руханият» все равно сняли с выборов…
- Через несколько дней выяснилось, что у Мамбеталина ни оригиналов учредительных документов, ни круглой печати не было. В итоге партию сняли с выборов. Но это случилось позже, уже после моего официального ухода. Это принципиально важно. Мамбеталин оправдывался в интервью журналистам, что потерял документы при переезде в офис Шаханова, даже обвинил в краже предыдущего председателя Алтыншаш ЖАГАНОВУ, (за что потом извинялся). Но это все уже не имело никакого смысла, партию с выборов сняли. Как, впрочем, и самого Мамбеталина с должности председателя партии...
СОЛЯНКА СБОРНАЯ ПО-ПОЛИТИЧЕСКИ…
- Вернемся к текущим событиям. Хотелось бы знать Ваше мнение по поводу форума «Новый Казахстан» прошедшего в Брюсселе.
- Я пока что присматриваюсь, но, к сожалению, особо присматриваться пока что не к чему. Я не вижу ни заявлений, ни каких-то программных документов, ни протоколов. Обсуждать, честно говоря, нечего. Ну, кроме самих личностей, которые поехали в этот Брюссель.
Среди этих личностей я вижу, например, одного политического афериста, который звал людей на выборы, в партию. И у которого, как оказалось, не было даже документов и печати этой партии. Я вижу пару-тройку людей, которые в 2017 году целый год участвовали информационно-пропагандистской кампании власти «Рухани Жанғыру», а в начале 2018 года поехали в Брюссель объявлять о создании новой оппозиции. Но, при этом, в списке участников есть люди, которых я давно знаю и уважаю за их многолетнюю деятельность. Получается, как мне кажется, очень интересная «соляночка». Что из этого выйдет, покажет жизнь.
- А насколько продуктивной, по Вашему мнению, будет эта «соляночка»? Или, как обычно, все размежуются, и каждый займется своим делом?
- Тут я склонен согласиться с Вами. Исходя из опыта прошлого, можно предположить, что так и будет. Это же не новые люди в казахстанской политике, ведь, правда же? Я вообще считаю, что наступило время для новых лиц, новых имен.
Кроме того, для меня очень большой критерий, при оценке патриотов и тех, кто выдает себя за патриотов, это их поведение во время экстремальных для нашей страны ситуаций. И первое здесь, это события в Жаңаөзене. Как все эти люди повели себя тогда? Второе – поведение этих людей во время земельных митингов 2016 года. В мирных условиях легко красиво давать интервью, писать остроумные посты... А на самом деле политик «обнажается» и проявляет себя в экстремальных для народа ситуациях.
