Четверг, 08 февраля 2018 10:41

«Мы все – казахстанцы. Мы все – одна семья?» или вопрос «Пятой графы» Избранное

Автор

Меня всегда волновали национальные вопросы, особенно межнациональные. Я родом из Советского Союза и помню, как «формировалась» новая нация – советская. На самом деле, изначальная идея единой нации напоролась на неприятие этой идеи национальными республиками, и в принципе, после Сталина никто серьезно не собирался перемалывать нации и народы, всё пустили на контролируемый самотёк.

Лично мне придуманная Б. Ельциным «Россияне» в обращении к своим гражданам до сих пор режет слух, но уже есть и производные, например, «Казахстанцы». Что это значит? Для меня лично это означает формальное – гражданин, проживающий на территории Казахстана, ну или как в первом случае России, и пытаться самоидентифицироваться как казахстанец, для меня ничего не значит, кроме прописки и резиденства для налоговых служб. Тем более, есть более формальный термин – гражданин Республики Казахстан.

Итак, к вопросу пресловутой «Пятой графы»* или как нам само идентифицироваться. Казахи или Казахстанцы? Использование в идеологическом и бытовом поле самоназвание народа по формальному обращению, не разрешает межэтнического конфликта, а по моему мнению, усугубляет его.

*Пятая графа или пятый пункт — выражение, употребляемое в переносном смысле, означающее указание в документах национальности как факта принадлежности к определённой этнической общности.В СССР графа номер 5 для указания национальности была в формуляре Личного листка по учёту кадров паспортных органов МВД СССР (а не в паспорте, как часто ошибочно считается), на основании которого оформлялся паспорт; а также в таких же листках отделов и управлений кадров всех государственных организаций.

______________________________________________________________

Регулярно отмечая, что в Казахстане живут только казахстанцы, мы априори указываем, что есть титульная и не титульные этносы, между которыми стоит неразрешенное противоречие. И те, кто относит себя к казахам, будет продолжать так называться, вынуждая по другому самоидентифицироваться остальных граждан. Это купированный конфликт и нужны терпимость и спокойствие, которое может взорваться от любого маленького толчка. Вспомните, каких трудов составило погасить конфликт в селе Маловодное в 2007 году.

Есть ли выход из национального вопроса, или успокоиться и жить с этим? Думаю, что  есть.

Не будем далеко ходить- посмотрим на США или Канаду. Это страны с эмиграционным населением, у большинства населения есть исторические корни на другом континенте, но все они американцы или канадцы. И если начинать копаться, то это канадцы русского происхождения или афроамериканцы, но в большинстве случаев (особенно эмигранты первого поколения) вообще не хотят слышать приставку о своем происхождении. И мне кажется у нашей молодой нации есть такой шанс.

Исторически нация «Казахи» это не единый этнос.Ряд историков утверждают, что изначально это союз племен, в чем то похожих, но все-таки разных по происхождению. В этом плане интересна мысль Ч. Валиханова, сравнивавшего казаков и казахов в едином русле происхождения как некое казачество – сообщество свободных от гнета людей\общин. В русском казачестве формирование происходило по индивидуальному принципу (объединение беглых крепостных),в нашем случае это "беглые" племена.

Немного перефразировав ученого можно говорить о казахах как Союзе свободных племен. Развивая далее эту тему, мы не ошибемся, если скажем, что это Союз народов, в котором найдется место для 4-го и 5-го жузов.

Таким образом, развивая тему Союза народов (а тем более свободолюбивых) меняется смысл «Нации» как этноса, на нацию казахов как принцип объединения из представителей любых этносов. И вот это, на мой взгляд, Национальная идея с над(меж)национальным смыслом. Идея решения национального вопроса в нашей стране достойная, по крайней мере, внимания…

Приводя историческую ретроспективу, я говорю о том, что опыт наших предков, которые смогли объединить свободные и разрозненные племена Великой степи, становиться базой для современных преобразований в обществе.

Да тут есть масса нерешенных вопросов, проблемы языка не на последнем месте, как это внедрять, и прочее и прочее … но если реализовать эту идею, то любой гражданин нашей страны, назвавшись казахом, получает статус не этнического большинства (титульной нации), а статус члена сообщества свободных народов, скажем казах русского или еврейского происхождения, казах найманского происхождения и т.п. А приставки о происхождении отомрут как рудимент…

«Мы все казахи. Мы все – единая семья»

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 472 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика