Четверг, 01 марта 2018 11:20

Мутные воды казахстанского образования Избранное

Автор

Интервью - Габдуалиев Мереке Тлекович, кандидат юридических наук, конституционалист

- Мереке Тлекович, добрый день. В последнее время в обществе наблюдается «прессинг» на ведомство господина Сагадиева. Как Вы можете прокомментировать такую тенденцию ?

- Сегодня Ерлан Кенжегалиевич Сагадиев является одним из «подуставших» министров в казахстанском правительстве. Я думаю, что эта «усталость» не от некомпетентности. При всех явных провалах в системе образования   и науки, господина Сагадиева считаю неплохим менеджером с хорошим образованием. Однако его образование, владение английским языком и профессиональный опыт позволили бы ему успешно работать в тихой гавани дипломатической службы где-нибудь в казахстанском посольстве за рубежом, но не в существующей системы казахстанского образования.  

Понимаете, в проблемах, которые начали выявляться в последнее время, виноват не один Сагадиев. Предыдущие министры образования внесли свой «вклад» в то, что сейчас мы наблюдаем в образовательной сфере.

Управление во вверенной министру образования и науки сфере осуществляется на фоне параллельно существующих проблем в системе государственного управления. Очевидно, что при всем желании невозможно из Астаны проконтролировать местных чиновников управлений образования, качество преподавания в школах и колледжах, вопросы строительства школ и т.д.

Просто физически невозможно из министерского кабинета проконтролировать процедуру распределения научных грантов, деятельность высших учебных заведений, расходование бюджетных средств государственными вузами и т.д.

Волей неволей министр становится «заложником» тех отчетов, которые формируют ему в авральном режиме подчиненные. Кто работает в вузах (и не только в региональных) знает, как обычно формируются отчеты для различных комитетов МОН. Исполняются документы, сроки исполнения которых «ВЧЕРА». Такие цифры и показатели, которые ложатся на стол министра, не позволяют принять адекватное управленческое решение.

- А как же кадровый состав центрального аппарата МОН ? В нем же работают и выпускники программы «Болашак», и другие госслужащие, имеющие опыт работы в сфере образования.

- Да, министра Ерлана Сагадиева окружают достаточно квалифицированные специалисты (в том числе, с американским образованием), по-настоящему верящие в реальность того, что они говорят и делают. Однако, эти «болашаковцы» не осведомлены о том, что на самом происходит на «низовом уровне», с какими препятствиями сталкиваются спускаемые вниз инструкции и нормативы.

Да, просто элементарно поработайте одно лето рядовым техническим секретарем приемной комиссии регионального вуза, и вы поймете все уязвимые места законодательства об образовании в части приема в вузы, выявите существующие коррупционные риски.

Я всегда привожу в пример приказ МОН, который на легальном уровне позволял завалившим ЕНТ абитуриентам поступать в вузы через механизм сдачи «творческих экзаменов». Через год студенты творческих специальностей массово переводились на экономические и юридические специальности в этом же частном вузе. Очевидно, что подобные подзаконные НПА «на пустом месте» случайно не появляются. И это уже забота не только МОН, но и Агентства по делам госслужбы и противодействия коррупции, которые также должны мониторить законодательство на предмет наличия в нем коррупционных рисков.

Так вот, многие, на первый взгляд, благие нововведения МОН («эдвайзерство», «платонство», «СРС» и «СРСП») создают дополнительную нагрузку на обычный педагогический и профессорско-преподавательский состав школ, колледжей и вузов. Низкая заработная плата и высокий объем педагогической и общественно-документационной нагрузки создают условие для утечки квалифицированных кадров из системы образования и науки. Абсурдность такой ситуации заключается в том, что и та, и другая сторона (вуз и чиновники от МОН) делают вид, что верят в реальность показателей и цифр, которые содержатся в этих бумажных отчетах и электронных носителях.

- А почему-бы тогда такие вузы не закрыть ? Почему не отзываются лицензии ?

- В Казахстане существует серьезное «лобби» интересов учредителей частных учебных заведений, о чем в свое время говорил экс-министр Б. Жумагулов. Близкие родственники некоторых высокопоставленных должностных лиц, депутатов, ректоров государственных вузов являются учредителями частных учебных заведений. Это группа лиц не всегда приветствует реформы, направленные на усиление прозрачности деятельности частных учебных заведений, поскольку это потребует дополнительных финансовых затрат либо уменьшит прибыль.

Поймите одно - бизнес в системе высшего образования в Казахстане (хотя по закону образовательная деятельность – это некоммерческая деятельность) является «мутной водой», в которой учредители частных вузов «ловят» многомиллионную прибыль.

И пока не будет однозначного волевого решения по «выкорчёвыванию» таких вузов, наша страна так и будет довольствоваться «бумажными» показателями в сфере образования и науки. Как можно одновременно быть ректором государственного вуза, когда твоя супруга владеет частным вузом ? Это же конфликт интересов.

А если, чиновнику-контролеру от образования «не по зубам» частный вуз-«нарушитель», учредитель которого является близким родственником высокопоставленного должностного лица ? Будет ли такой чиновник портить отношения с «нужным человеком» ? Конечно, не будет. К сожалению, в этой системе люди «повязаны», друг друга знают, «решают» встречные вопросы, устраивают на работу, едут по «Болашаку» за рубеж, помогают поступить в вузы, выиграть научные гранты, входят в составы различных экспертных комиссий и т.д.

Я неоднократно предлагал на уровне закона закрепить норму о том, что лица либо их близкие родственники, являющиеся учредителями частных учебных заведений, были бы не вправе занимать должности руководителей государственных учебных заведений. Подобные ограничения необходимо установить и в отношении лиц, претендующих на ответственные должности, связанные с прямым или косвенным влиянием на процесс принятия решения в сфере образования и науки.

- Вообще какое решение Вы предложили бы как неравнодушный гражданин Казахстана ?

- Как человек с юридическим образованием и имеющим опыт в разработке законопроектов, предлагаю два направления.

Во-первых, еще четыре года назад при разработке действующего закона «О правовых актах» настоял, чтобы в сфере образования и науки был принят единый консолидированный закон «Об образовании и науке». Соответствующая статья появилась в законе «О правовых актах».

Тогда же предложил провести ревизию огромного массива нормативных правовых актов в сфере образования и науки и систематизировать эти НПА в едином консолидированном законе.

Нам необходимо создать рабочую группу с привлечением широкой общественности по разработке нового закона – консолидированного закона «Об образовании и науке». Я всегда готов предложить свою помощь и принять участие в этом трудоемком процессе, несмотря на то, что уже более десяти лет встречаюсь с чиновниками от образования в суде по вопросу нострификации своего диплома кандидата наук ВАК России.

Во-вторых, министерству образования и науки необходимо провести своего рода «амнистию» в системе образования и науки. В чем заключается такая «амнистия» ? Необходимо всем учебным заведениям «обнулить счетчики», честно показать реальные цифры и провалы, недоработки и уязвимые места. Только после этого можно подумать над принятием эффективного управленческого решения в сфере образования и науки.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 490 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика