Среда, 28 февраля 2018 11:10

СВЕТЛАНА РОМАНОВСКАЯ: «Потребителей у нас в Казахстане никто не любит и не лелеет» Избранное

Автор

Пока государство изо всех сил защищает представителей малого и среднего бизнеса, потребители, то есть обычные граждане остаются один на один со своими проблемами, с правом платить деньги и быть обманутыми. К сожалению, данную точку зрения подтверждает очередная дискуссия в Мажилисе, посвященная устранению административных барьеров.

 ДУБЛИ ОТМЕНЯЮТСЯ!

 Не так давно в Парламенте, в ходе обсуждения поправок в законодательство, посвященное вопросам бизнеса, мажилисмен Роман КИМ подчеркнул, что, облегчая жизнь бизнесу, законотворцы прямой наводкой бьют по потребителю. 

- В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся со случаями отравления людей некачественными продуктами, с игрушками, которые вредны для наших детей и т.д. Это можно бесчисленно перечислять, - заявил народный избранник. – Не приведет ли постоянное сокращение контрольных функций к ухудшению качества товаров, работ и услуг, к расхолаживанию и снижению ответственности бизнеса?

Депутата и его коллег поспешили заверить, что ничего подобного не случится. Что речь идет только об устранении дублирующих функций госорганов.

- Мы не стремились снизить государственный контроль за качеством и безопасностью продукции, - заверили парламентария разработчики из Правительства. – Мы пытались убрать дублирование и снизить те неэффективные функции, которые действительно не выполняются, и по той или иной причине, на том или ином этапе. Мы считаем, что закон сократит дубляж, сократит неэффективные проверки. Но при этом качество безопасности, будь то продукция, еда и т.д., мы не потеряем.

Они же заверили, что ситуацию вполне компенсирует и стабилизирует отечественный рынок.

Представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» тоже заявили, что количество проверок МСБ ни на что не влияет. Как пять лет назад, при почти 200 тысячах поверок травились свыше 8 тысяч потребителей,  так два года спустя столько же и травятся, хотя количество проверок снизилось до 50 тысяч.

- То есть прямой корреляции, от количества проведенных проверок в несчастных случаях мы не обнаружили, - заявили они. - В прошлом году 15 тысяч проверок приходилось, и оно сохраняется. То есть приоритет безопасности жизни и здоровья у государства есть. Мы со своей стороны уделяем внимание развитию саморегулирования, повышения качества. И, более того, по нашему мнению, необходимо так же уделить внимание поддержке Обществам защиты прав потребителей. Это работает в зарубежных странах и будет работать и у нас.

ЖАЛОВАТЬСЯ НЕКОМУ

 В данном постулате, увы, не уверена председатель правления  Национальной Лиги  потребителей Казахстана Светлана РОМАНОВСКАЯ, человек, которому непосредственно приходится сталкиваться с недобросовестностью отечественного бизнеса. По ее мнению, льготы и послабления для предпринимателя, зеркально, и, увы, негативно отражаются на правах тех, кто потребляет товары и услуги. И простейший пример здесь – ресторанный бизнес.

- Вот если говорить о ресторанах, - приводит пример она. – Получается, что если ресторан имеет менее 50 посадочных мест, то его никто не имеет права проверять. То есть вы, мы, да и любой гражданин рискует, входя в такой ресторан. Если вы видите, что там мало столиков, знайте, что у этого ресторана может не быть ни холодильника, ни нормального санитарного состояния, ни технических помещений, где должны при определенных условиях храниться продукты питания и т.д. И это только одна зарисовка.

Теоретически нормативно-правовая база, направленная на защиту прав потребителя в Казахстане есть. Практически же, ее применение оставляет желать лучшего. И, как это ни печально, нет госоргана, который бы контролировал этот вопрос.

- Если говорить о Департаменте общественного здоровья, при Министерстве здравоохранения, то у них тоже нет особых полномочий, как раньше у СЭС,  - с грустью констатирует Романовская. – Они не могут что-то проверять и реагировать на сигналы, они занимаются исключительно отписками. То есть фактически потребитель в Казахстане у нас предоставлен сам себе.  Жаловаться некому.

Еще будучи депутатом Мажилиса, Светлана Романовская добилась законодательного утверждения некоторых норм. В частности,  возмещения издержек, связанных с защитой прав потребителей. Через суд можно добиться компенсации нанесенного ущерба, провести экспертизу за счет проштрафившегося предпринимателя….  Только об этом мало кто знает и мало кто хочет ввязываться в тяжбу.

- Большинство граждан просто не представляют, что они могут отстоять свои права, - объясняет Романовская. – И многие воспринимают подобную информацию, как сказку. Казахстанцы, в принципе, толерантны к нарушению собственных прав. Но если так будет продолжаться, с каждым годом качество жизни у нас будет ухудшаться, а жизнь - дорожать

ЗДРАВСТВУЙ, ЖИВОЙ КОШЕЛЕК!

По данным Национальной лиги потребителей, в стране нет ни одной отрасли, где права граждан бы не нарушались. Их обвешивают, обмеривают, обсчитывают, продают им не сертифицированные телефоны и «левую» бытовую технику, для ремонта которой нет ни запчастей, ни специалистов. Теоретически, по мнению законотворцев и представителей «Атамекена» невидимая, но конкурентная рука рынка должна сама, автоматически выправить все недостатки. Практически, все не так радужно.

 - Я бы в это, может быть и поверила, если бы в стране было, по крайней мере, достойное финансирование некоммерческих организаций, направленных на защиту прав потребителя, но его нет, - констатирует Романовская. – Если бы у нас была Национальная палата защиты прав потребителей, по аналогии с Национальной палатой предпринимателей. Но и этого нет. Как нет и заявляемого баланса интересов. В отличие от предпринимателей, никто не формирует политику, направленную на интересы потребителей и не работает в данной сфере. 

 Пафосных заявлений на эту тему было, конечно, немало. Создавался даже специализированный координационный совет, просуществовавший ровно одно заседание и почивший в бозе вместе со сменой председателя.

- Решить сложившуюся проблему рынок не может, - уверена Романовская. – И это еще одна причина, почему люди у нас пачками уезжают из Казахстана. Потому что качество жизни у нас оставляет желать лучшего и с каждым днем оно не улучшается. Многое из того, что положено по законодательству не исполняется. Потребителей у нас в Казахстане никто не любит и не лелеет. Они никому не нужны - ни государству, ни предпринимателям. Это я вам с полной уверенностью говорю. Все, что надо государству и предпринимателям, это наши деньги.         

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 135 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика