Суббота, 17 февраля 2018 11:34

АЙГУЛЬ СОЛОВЬЕВА: Я ВИЖУ КАЗАХСТАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ТАКИМ, КАК В 30 РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА! Избранное

Автор

Айгуль СОЛОВЬЕВУ никому в Казахстане представлять не надо - экс-депутат Мажилиса Парламента, успешная бизнес-вумен, известный общественный деятель и автор научных работ. Поэтому, ее взгляд на нынешнюю ситуацию с парламентаризмом в Казахстане, как эксперта-профессионала весьма интересен.

ПАРЛАМЕНТ ПО-НОВОМУ

- Скажите, пожалуйста, как, по Вашему мнению, на работу Парламента повлияло расширение его полномочий?

- На мой взгляд, практически не повлияло, поскольку полномочия формально расширены, носят не всегда внятную определенность и предполагают двойное толкование. Причем даже в нынешних условиях реализовать их в полной мере без соответствующей инфраструктуры в Парламенте сложно. Кроме того, в нем, присутствует годами, сложившиеся отношения с Правительством, в которых последнее доминирует. Возможно, это и стереотип, присутствующий у самих депутатов о том, что оно приходит в Парламент с согласованной позицией сверху.  В совокупности это приводит к мнению о практическом и явном влиянии.

- Какие парламентские фракции, на Ваш взгляд, оказались наиболее активными в работе?

- Думаю, что фракции принимают в равной степени активное участие в самом законодательном процессе, иначе бы у нас просто не наблюдался вал принятия законов на выходе. Встречи с избирателями и запросы депутатов от фракций являются традиционными, и одно пропорционально числу другого. Однако, отследить результативность сложно, поскольку обратная связь и степень открытости процесса достаточно слабая.

Другое дело, если активность трактовать, как способность соответствовать и отражать запросы общества. Тогда можно сказать, что фракции слабо ориентируются на этот приоритет, а зачастую полагаются на собственные представления и интересы. Хотя присутствует, некоторая публичность председателей фракций, которые время от времени поднимают отдельные злободневные вопросы.

На мой взгляд, все они предсказуемы. «Нур Отан», в основном продвигает согласованный и выверенный вариант решений, у коммунистов иногда имеет место популистский характер. Это просматривается, как в запросах, так и в нормах, которые депутаты (коммунисты – авт.) вносят, поэтому они зачастую не принимаются. Депутатские запросы «Ак-Жол» в основном выстроены на бизнес интересах, но носят более аналитический характер.

ЧТО ПАРТИИ МЕШАЕТ?

- Что, по-Вашему, мешает казахстанскому Парламенту реализовывать его деятельность?

- Сложно сказать. Нужно говорить, прежде всего, об идеях, по определению, поскольку они должны отражаться и, возможно, быть заложены в   документах партий, пусть декларативного характера. Но заходят партии в Парламент с конкретной программой. В случае, если только говорить о них, то возникает ряд закономерных вопросов. В частности, а что мешает эту программу исполнять? Вообще можно ли ее относить к партии и место ли ей в Парламенте? Зачем партия взялась бороться за власть и пришла к ней, если не оправдывает доверие избирателей, которые отдали ей свои голоса? Какую роль тогда играет фракция, если она не способна выполнять, свои обещания, данные во время выборов?

Другое дело, что возможности полноценно реализовать свои намерения, предусмотренные в Программе, усложняются из-за конкуренции с другими партиями. Здесь необходимо усиливать позиции, начиная внутри самого Парламента. И так до применения различных механизмов информирования общественности, причем на постоянной основе. Нужно публично демонстрировать избирателям свою приверженность обязательствам, заявленным в выборной программе, объяснять причины недостижимости некоторых ее пунктов. Делать грамотные акценты, в отношении того, кто препятствует и почему ее реализации, с сопровождением надежного анализа ситуации для подготовки к следующим выборам и завоеванием симпатий населения, даже при не до конца выполненной Программе.

Необходимо изменение или достаточно серьезное совершенствование системы и процесса выборов, способствующих реальной конкуренции на них. В том числе с пересмотром процедур отбора депутатов. Ключевыми параметрами при отборе должны быть, такие, как лидерские качества, профессионализм и конкурентоспособность, основанные на симпатиях избирателей. Да сам принцип формирования списков должен, прежде всего, исходить из числа отданных голосов за каждого депутата. И мы получим децентрализацию властных полномочий и перераспределение компетенций по уровням вертикали и по горизонтали. Тогда целесообразность значительного и практического расширения полномочий Парламента будет оправдана.

- Каким Вы видите казахстанский Парламент в будущем?

- Таким, как в 30 наиболее развитых странах!

- Как Вы считаете, казахстанские парламентарии чему-то могут поучиться у зарубежных коллег?

- Безусловно, причем, придется практически учиться заново. И всему - начиная с основополагающих принципов и подходов, до искусства вести дискуссии и отстаивать консолидированные позиции. Отражать мнение избирателей, реагировать на потребности людей, быть публичными и способными держать ответ перед населением, а также многому другому, чем по определению должен заниматься избранный Парламент.

Самые интересные статьи в нашем telegram logo Telegram-канале
Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Просмотрено: 912 раз
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна - www.rezonans.kz
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Свидетельство о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания №16873-СИ от 31.01.2018г. выдано Комитетом информации министерства информации и коммуникаций РК.
© 2018 Информационно - аналитический портал "РЕЗОНАНС" Все права защищены. Разработано веб-студия "IT.KZ"
Яндекс.Метрика